Йозеф Кнехт
ЙОЗЕФ КНЕХТ (нем. Joseph Knecht, от нем. der Knecht — слуга) — герой романа Г.Гессе «Игра в бисер» (1943). По замыслу автора, Й.К. живет в далеком будущем, когда давно позади остался XX век с его кризисами, революциями и диктаторскими режимами, когда миновала эпоха «фельетонизма», опошления духовных ценностей. Человечество решило не повторять ошибок прошлого; с этой целью была создана «республика духа» — Касталия, где интеллектуалы и гуманисты, занимаясь особой игрой, пытаются вывести на основе законов всех наук и искусств некую универсальную формулу культуры. Мир существует сам по себе, финансируя «республику духа», посылая туда лучших своих представителей. Й.К. проходит в Касталии все стадии обучения и в конце концов становится Магистром Игры. «Республика духа» — своеобразный монастырь: ее жители в малой степени связаны с миром, с обществом, они хранят обет безбрачия. Й.К. не испытывает сомнений и до поры до времени не жалеет о своем выборе, хотя «у него тоже были порывы, фантазии и влечения, поддававшиеся укрощению лишь постепенно и с великим трудом». Но все в прошлом, Й.К. обрел свое место. Он талантлив в разных науках, что необходимо для касталий-ца, пишет, музицирует, воспитывает учеников, утешает всех, кто испытал разочарование. У него есть друг Плинио Дезиньори, в беседах с которым он проводит время. Неожиданно И.К. принимает решение покинуть Касталию, сложить с себя высокие полномочия и стать воспитателем сына Плинио Дезиньори. В семье Дезиньори герой обретает понимание, строптивый и избалованный мальчик Тито привыкает к учителю, «и полон благих намерений». Пребывание Й.К. в доме Дезиньори заверша-ется^трагически: купаясь вместе с Тито в озере, Й.К. тонет. Финальная сцена, несмотря на весь драматизм, имеет символическое значение: Й.К., покинув замкнутый мир Касталии, сначала погружается в жизнь, а потом в своей гибели сливается с природой, с мирозданием, формулу которого он искал в касталийских духовных упражнениях. Полемика вокруг романа Гессе и образа героя сводилась к вопросу: что является целью жизни человека — уединение и отказ от мира, углубление в духовные упражнения либо выход в мир, совершение какого-то полезного дела, пусть такого малого, как воспитание одного ученика? Образ Й.К. не дает прямого ответа, особенно если внимательно прочитать приложенные к роману «Три жизнеописания», каждое из которых подтверждает и опровергает другое.
Лит.: Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970; Павлова Н.С. Герман Гессе // Типология немецкого романа. М., 1987; Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собр. соч. М., 1994. Т. 1.
Лит.: Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970; Павлова Н.С. Герман Гессе // Типология немецкого романа. М., 1987; Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собр. соч. М., 1994. Т. 1.