Гарри Галлер
ГАРРИ ГАЛЛЕР (нем. Harry Haller) — герой романа Г.Гессе «Степной волк» (1927). Впервые сопоставление волка, свободного зверя, и затравивших его людей возникло в рассказе «Волк» (1907), затем в короткой новелле «О степном волке», где зверь, выставленный в клетке для забавы публики, носит имя Гарри. Существуют и мифологические параллели, восходящие к древним зооморфным символам. «Степным волком» в романе Гессе назван «человек лет пятидесяти со странной улыбкой», много переживший и во многом разочаровавшийся, одаренный и значительный. История ГГ. изложена в двух планах: неким издателем, которому в руки попали рукописи ГГ.: записки с подзаголовком «только для сумасшедших» и «Трактат о степном волке», и самим ГГ. в этих записках. Герой романа скептически относится к состоянию цивилизации, к миру, в котором он волею судеб вынужден существовать: действие происходит в двадцатые годы. ГГ. считает, что из жизни ушла духовность, что искусство потеряло ориентиры, что «бессмертные» (к ним ГГ. относит в первую очередь Моцарта и Гете) изгнаны из этого мира, их заменяют пошлые суррогаты, вроде безобразного бюста Гете в квартире одного профессора. ГГ. испытывает страшную опустошенность, жизнь потеряла для него смысл, он чувствует себя одиноким степным волком. Не находя ни в чем повода для утешения, ГГ. решает покончить с собой. Стремясь отсрочить это страшное мгновение, он заходит в ресторан «Черный орел», где встречает девушку Термину. С этого момента начинается новая жизнь ГГ.: возвращение к самому себе, духовное раскрепощение, познание смысла бытия в мистическом пространстве «Магического театра». ГГ. не освобождается от своих маний и неврозов, но обретает способность воспринимать жизнь иначе, чем прежде, молодеет, вовлекается в рискованные любовные игры, слушает дурманящую музыку.
Итогом становится приключение на бале-маскараде, где героя приглашают на «небольшой аттракцион». Музыкант Пабло объявляет, что плата за вход — разум, но это не останавливает ГГ. Оказавшись в «Магическом театре», Г.Г убеждается в раздвоенности своей натуры, о которой и раньше знал, но теперь наблюдает воочию: как и у гетевского Фауста, в натуре Г.Г. соседствуют разные души, но не две, как у героя прошлого, а много: в волшебном зеркале Г.Г. видит сначала самого себя как он есть, а потом образ распадается: «от него отделилась вторая фигура, третья, десятая, двадцатая» — ив каждой из них герой узнает себя. Г.Г. предлагается разыграть представление с марионетками, принять участие в кровавой бойне с автомобилями, в финале он должен убить Термину, и все это для того, чтобы потерявший себя, подавленный, желающий уйти из жизни герой вновь привык слушать музыку этой жизни. На последних страницах романа Г.Г. встречается с Моцартом, который недоволен тем, что Г.Г. излишне патетичен, и советует ему обучиться юмору — хотя бы висельника. Пройдя через «ад своего нутра», Г.Г. возрождается и обретает способность продолжать жить, не сгибаясь под тяжестью несчастий и разочарований. «Бессмертные» должны помочь ему. «Моцарт ждал меня», — завершает Г.Г. свои записки.
Образ Г.Г. некоторые исследователи толковали с узкобиографических позиций, связывая сюжет романа с неудачным вторым браком Гессе. Однако смысл образа значительно шире — это размышления о фаустовском человеке на исходе фаустовской цивилизации: недаром в годы, когда Гессе писал роман, Европа зачитывалась книгой Шпенглера «Закат Европы», этим надгробным словом ренессансному гуманизму и индивидуализму. Образ Г.Г. пребывает в русле идей Шпенглера и сходных с ними размышлений Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»).
Лит.: Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970; Павлова Н.С. Герман Гессе // Типология немецкого романа. М., 1987; Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собр. соч. М., 1994. Т. 1.
Итогом становится приключение на бале-маскараде, где героя приглашают на «небольшой аттракцион». Музыкант Пабло объявляет, что плата за вход — разум, но это не останавливает ГГ. Оказавшись в «Магическом театре», Г.Г убеждается в раздвоенности своей натуры, о которой и раньше знал, но теперь наблюдает воочию: как и у гетевского Фауста, в натуре Г.Г. соседствуют разные души, но не две, как у героя прошлого, а много: в волшебном зеркале Г.Г. видит сначала самого себя как он есть, а потом образ распадается: «от него отделилась вторая фигура, третья, десятая, двадцатая» — ив каждой из них герой узнает себя. Г.Г. предлагается разыграть представление с марионетками, принять участие в кровавой бойне с автомобилями, в финале он должен убить Термину, и все это для того, чтобы потерявший себя, подавленный, желающий уйти из жизни герой вновь привык слушать музыку этой жизни. На последних страницах романа Г.Г. встречается с Моцартом, который недоволен тем, что Г.Г. излишне патетичен, и советует ему обучиться юмору — хотя бы висельника. Пройдя через «ад своего нутра», Г.Г. возрождается и обретает способность продолжать жить, не сгибаясь под тяжестью несчастий и разочарований. «Бессмертные» должны помочь ему. «Моцарт ждал меня», — завершает Г.Г. свои записки.
Образ Г.Г. некоторые исследователи толковали с узкобиографических позиций, связывая сюжет романа с неудачным вторым браком Гессе. Однако смысл образа значительно шире — это размышления о фаустовском человеке на исходе фаустовской цивилизации: недаром в годы, когда Гессе писал роман, Европа зачитывалась книгой Шпенглера «Закат Европы», этим надгробным словом ренессансному гуманизму и индивидуализму. Образ Г.Г. пребывает в русле идей Шпенглера и сходных с ними размышлений Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»).
Лит.: Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970; Павлова Н.С. Герман Гессе // Типология немецкого романа. М., 1987; Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собр. соч. М., 1994. Т. 1.