Йозеф К.
ЙОЗЕФ К. (нем. Josef K. — герой романа Ф.Кафки «Процесс» (1925). И.К. работает важным прокуристом крупного банка, занимая место, полученное в результате упорного труда. Его контакты и связи с людьми ограничены, ни с кем нет дружеских отношений. Регулярное посещение пивной и раз в неделю встречи с девушкой, которая работает кельнершей в ресторане, стали формальностью. Эта жизнь Й.К., регламентированная до мелочей и подчиненная только работе, внезапно, в день его 30-ле-тия, заканчивается арестом. Однако после ареста внешний распорядок дня И.К. меняется мало. Только иногда он должен давать показания суду- Но как раз это больше всего и беспокоит И.К. Он узнает, что привлечен не к обычному, а к таинственному верховному суду. Его законы издаются неизвестно где, и чиновникам, которые должны вести процесс, эти законы неизвестны. О судопроизводстве можно узнать голько то, что в канцелярии, которые находятся в огромном количестве на чердаках предместья, поступает приказ арестовать человека и попросить его. Обвиняемый не может узнать, в тем он провинился, он только понимает — что-ю в его жизни свершилось не по закону. До-пюсы обвиняемых становятся таким же фар-ям, как и их попытки оправдаться. И.К. видит формальный характер выдвинутого против него обвинения, но его не оставляет ощущение, что он совершил преступление, которого еще не осознал. Снова и снова И.К. проверяет каждый момент своей жизни. В нем, как никогда раньше, растет желание найти понимание и совет у людей, которые живут рядом. Но все его попытки установить контакты оканчиваются ничем. Они разбиваются прежде всего о его собственное отрицание вины, связанное с чувством собственного превосходства. И по мере того, как к нему приходят мысли об одиночестве, его все чаще посещают неуверенность и сомнения. И.К. начинает понимать, что продолжать прежнюю жизнь он не может, даже если его преступление юридически не установят. Процесс так запутан, что все люди, окружающие Й.К., в его глазах превращаются в агентов суда. Каждая его встреча с другим человеком загадочным образом приводит в соприкосновение с Законом. И когда под вечер его 31 -го дня рождения к нему приходят из суда двое служащих, он тут же чувствует свой конец. Без всякого сопротивления он следует за ними, веря, что поймет свою вину, хотя, скорее всего, это только ощущение того, что жизнь его полна ошибок. «Всегда мне хотелось хватать жизнь в двадцать рук,— думает он,— но далеко не всегда с похвальной целью. И это было неправильно. Неужели и сейчас я покажу, что даже процесс, длившийся целый год, ничему меня не научил? Неужто я так и уйду тупым упрямцем? Нет, не желаю, чтоб так говорили!» И.К. убивают ножом мясника. Образ Й.К., подобно образу героя «Замка», трактуется в западном литературоведении по преимуществу как проблема человека, свершающего суд над самим собой: «Они оба выбирают свою идентичность как экспериментальные роли, при помощи которых они оправдывают свою экзистенцию». (М.Роберт). Д.Затонский полагает, что наряду с поисками высшей справедливости и индивидуального закона, Й.К. подвергается и суду объективному, обладающему приметами социума, ибо «И.К.— часть враждебной ему самому действительности, и это делает его «нечистым» в собственных глазах, вызывает все усиливающееся чувство вины. Оттого он не может уйти от суда, хотя суд его не держит».
Лит.: Cohen S. Kafka’s К. und Josef К., a confusion eliminated // Germanic Notes 2, 1971; KUTZ G. Figuren // Kafka. Handbuch in 2 Bd., Bd 2. Hrg. von H.Binder. Stuttgart.
Лит.: Cohen S. Kafka’s К. und Josef К., a confusion eliminated // Germanic Notes 2, 1971; KUTZ G. Figuren // Kafka. Handbuch in 2 Bd., Bd 2. Hrg. von H.Binder. Stuttgart.