Жорж Данден
ЖОРЖ ДАНДЕН (фр. George Dandin) — герой комедии Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж» (1668; пьеса имела две редакции: комедия-балет и комедия нравов). Буржуа Ж.Д. уличает свою жену Анжелику в свиданиях с Клитандром, но ее родители, дворяне де Сотанвиль, не верят словам Ж.Д. Сам Ж.Д. раскаивается лишь в том, что вступил в неравный брак, произнося крылатую фразу: «Ти Га voulu, George Dandin» («Ты этого хотел, Жорж Данден»). Но Анжелика ставит ему в вину другое. В ответ на упрек мужа в нарушении обета верности она отвечает: «Я не давала его вам по доброй воле. Вы совещались только с моим отцом и моей матерью, вы не спрашивали о моих чувствах». Это обстоятельство принципиально важно для Мольера; традиционно фарсовая коллизия неверной жены и одураченного мужа получает дополнительный смысл в свете проблематики классицизма. Амплуа комического простака, в рамках которого представлен образ Ж.Д., имеет фарсово-новеллистические корни и различные варианты воплощения в других пьесах Мольера (Сганарель в «Школе мужей», «Браке поневоле» и др., Оргон в «Тартюфе», Журден в «Мещанине во дворянстве»). Но страдание Ж.Д.— не данность (функция) фарсового амплуа простака и не кара непостижимых барочных сил. Это наказание за нарушение основополагающих норм гармонии, объективность которых для классицизма несомненна. Не случайно, исчерпав все способы доказать неблагочестие жены, Ж.Д. обращается к Богу: «Боже, дай мне возможность показать людям, что меня бесчестят!» В последнем акте, желая доказать измену жены, Ж.Д. пытается заставить ее родителей увидеть Анжелику ночью у дверей дома с любовником. Он запирает входную дверь, когда Анжелика выходит на свидание, и посылает за супругами Сотанвиль, оставшись в доме. Но Анжелика разыгрывает мнимое самоубийство, проскальзывает в дом и в свою очередь запирает дверь, пока Ж.Д. выходит узнать, что произошло. Господа де Сотанвиль застают у дверей Ж.Д., осыпаемого упреками жены, Мольер повторяет эпизод из своей комедии «Ревность Барбулье» (1654), где героиня, Анжелика, также делает вид, что закалывается. Финальная сцена перекликается и с IV новеллой седьмого дня «Декамерона» Боккаччо «Наказанный ревнивец», где Гита, жена богача Тофано, выходит ночью на свидание, чтобы оправдать беспочвенную ревность мужа. Тофано запирает двери дома, Гита сообщает ему, что бросится в колодец, куда на самом деле кидает большой камень. Тофано выбегает спасать жену, которая тем временем проскальзывает в дом и в свою очередь запирает дверь перед мужем. Первый исполнитель роли Ж.Д.— сам Мольер.
Лит. см. к статье «Гарпагон».
Лит. см. к статье «Гарпагон».