Жодле
ЖОДЛЕ (франц. Jodelet) — герой комедии П.Скаррона «Жодле, или Хозяин-слуга» (1645) и «Жодле-дуэлянт» (1646, первоначальное назв. «Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле»). Героем своих первых комедий Скаррон сделал актера Жюльена Бедо, который выступал в театре Маре под псевдонимом Жодле и прославился исполнением фарсов. В качестве литературного источника французский комедиограф использовал пьесы испанского драматурга Франциске де Рохаса. Одно лишь вторжение фарсового персонажа в возвышенную атмосферу «комедии плаща и шпаги» создавало комический эффект снижения: играя роль знатного жениха в доме мнимого тестя, Ж. подражает величественным манерам хозяина и объясняется в любви высоким слогом, изрядно сдобренным простонародными словечками. Вместе с тем Ж. сохраняет практический ум и сметку — не забывает осведомиться о приданом невесты и благоразумно отказывается от навязываемой ему дуэли. Ж. везде чувствует себя легко и свободно: в обеих пьесах он наставляет своих господ, награждает тумаками ревнивого дона Хуана, а дона Феликса порицает за развратный образ жизни. Плебей Ж. становится движущей силой комедии, открывая собой галерею жизнерадостных и инициативных слуг во французском театре. Окрыленный успехом пьес с участием Ж., Скаррон выводит на сцену еще один тип слуги: по сути Криспен — это второй Ж., но без фарсовой маски. С течением времени образ Ж. начал тускнеть, тогда как популярность Криспена возрастала. После смерти Скаррона появляется множество комических пьес, в которых действует Криспен; его вытеснит лишь блистательный Фигаро, созданный гением Бомарше.
Лит.: Cosnier С. Jodelet: un acteur du XVII siecle devenu un type // Revue d’histoire litteraire de la France. 1962, n 3. P.329-352.
Лит.: Cosnier С. Jodelet: un acteur du XVII siecle devenu un type // Revue d’histoire litteraire de la France. 1962, n 3. P.329-352.