Аякс
АЯКС (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать лишь в достаточно широких пределах: середина 50-х — середина 30-х годов V века до н.э.), сын Теламона, царя Саламина, и предводитель саламинских воинов под стенами Трои. Сюжет трагедии выходит за рамки событий, изображенных в гомеровском эпосе, однако А. представлен вполне соответствующим своей эпической репутации: как второй после Ахилла в объединенном ахейском войске. Два его прекраснейших подвига — защита греческого войска в момент самого страшного его поражения (знаменитый бой у кораблей) и единоборство с Гектором, на которое, за отсутствием Ахилла, добровольно никто не мог отважиться. Было решено бросить жребий, и А. сделал так, что сражаться с Гектором досталось ему. А. остался победителем, хотя ему и не удалось поразить Гектора. Рыцарски благородному А. нанесено жестокое оскорбление: доспех Ахилла после гибели последнего был присужден Одиссею. (Следует отметить, что, в отличие от Гомера, Софокл и Еврипид испытывают откровенную антипатию как по отношению к этому последнему, так и — в особенности — по отношению к верховному вождю ахейской рати Агамемнон}’ и его брату Менелаю; Софоклов «Аякс» в этом отношении яркий пример.) А. решает отомстить и ночью истребить верхушку ахейского воинства (такая месть в глазах современников Софокла не представляла ничего предосудительного, и поступок А. не мог осуждаться с патриотических позиций, поскольку он прибыл под стены Трои не как подвластный, но как самостоятельный царь). Афина, постоянная союзница Одиссея, помрачает рассудок А., и вместо ахейской рати он перебивает трофейные стада и беззащитных пастухов. Когда безумие проходит, он чувствует себя глубоко обесчещенным этим позорным поступком и хочет прервать постылую жизнь. Его жена Текмесса (которой он обычно отвечает репликами вроде: «Молчание украшает жен») и са-ламинские воины, составляющие хор, пытаются поколебать его решимость. Тем не менее А. бросается на меч, когда-то подаренный Гектором (произнеся при этом знаменитые слова, что подарки врагов — не подарки). Вестник со сцены объясняет гибель А. тем, что он был слишком самонадеян, что полагал совершать подвиги своей собственной силой, а не божественной помощью, и это расположение духа несколько раз заставляло его произносить богохульные слова («И жалкий трус с богами одолеет!»). Однако это не влияет ни на отношение самого автора к А., ни на его восприятие в позднейшей литературе (см., например, «Торжество победителей» Шиллера). А.-В.Шлегель особенно ценил в характере А. то, что его самоубийство — «это не последний губительный кризис подкрадывающейся душевной болезни; скорее теоретическое пресыщение жизнью, основанное на убеждении в ее малой ценности… Никакое малодушное отчаяние не делает А. недостойным его суровой героической души». Шлегель подчеркивал, что он умер, подобно Катону Младшему, в полном сознании своего положения и позаботившись о всех своих.
Лит.: Schlegel A.-W. Griechisches und romisches Theater. Leipzig, 1880; Schlegel A.-W. Ueber draraa-tische Kunst und Litteratur. Vorlesungen. Heidelberg.
Лит.: Schlegel A.-W. Griechisches und romisches Theater. Leipzig, 1880; Schlegel A.-W. Ueber draraa-tische Kunst und Litteratur. Vorlesungen. Heidelberg.