Филоктет
ФИЛОКТЕТ - герой трагедии Софокла «Филоктет» (поставлена в 409 г. до н.э.), сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Ф. создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами вполне вписывается в рамки стилистики великих трагических поэтов: суровый, простой сюжет у Эсхила и психологически насыщенный, со значительными отступлениями от традиционной мифологической канвы у Еврипида. Ф., на пути под Трою во время жертвоприношения (у Софокла — на Хрисе, около Лемноса, по другим версиям — на о.Тенедос), был брошен Одиссеем по приказу Атридов, поскольку его громкие крики и зловоние от раны были невыносимы для окружающих и мешали жертвоприношениям. Десять лет он провел на Лемносе, одинокий, всеми покинутый, питаясь птицами, за которыми ему приходилось ползти, преодолевая бесчисленные муки; однако пророчество пленного троянского предсказателя Гелена гласило, что Илион не может быть взят без Ф. и его лука. Одиссей (ненавистный Ф.) и сын Ахилла Неоптолем должны выполнить деликатную миссию — привезти под стены осажденного города Ф. с его оружием. Неоптолем (чей образ играет в трагедии не меньшую роль, чем образ самого Ф.,— исключительный для Софокла случай), наученный Одиссеем, выдает себя за жертву Атридов. Ф. расспрашивает Неоптолема о судьбе пришедших под Трою героев, тот сообщает ему о гибели лучших — Ахилла, Патрокла, Аякса, о том, что Одиссей, Атриды, Терсит благополучно здравствуют. Эти известия потрясают благородного Ф.: «Как к этому относиться, как смириться с этим, когда, почитатель божественного, я обнаруживаю, что боги злы!» (Многие мысли, высказанные Ф. в этой сцене, нашли отражение в «Торжестве победителей» Шиллера.) Неоптолем притворно соглашается доставить Ф. на родину и во время жестокого припадка боли завладевает луком Ф.; тот проклинает обманувшего его доверие гостя, но понимает, что не собственное коварство подвигло его на этот неслыханный поступок, и, видя душевную борьбу Неоптолема, помогает его благородной природе одолеть. Неоптолем, к ужасу Одиссея, возвращает лук Ф., а потом уговаривает Ф. добровольно отправиться под Трою, обещая исцеление и великую славу. Но тот упорствует в своей ненависти к Атридам. Не будучи способен найти психологически достоверный выход из положения, Софокл (это также единственный случай среди сохранившихся трагедий) вынужден прибегнуть к deus ex machina: Геракл, покровитель Ф., является к нему и приказывает подчиниться. Сохранивший гордый и непреклонный дух в несчастиях, Ф.— безусловно, не менее яркая фигура в Софокловом театре, чем Антигона и Электра. Тем не менее влияние этого образа в позднейшей литературе несопоставимо с влиянием других героев Софокла (кроме, пожалуй, Деяниры), хотя оно также существует: например, Фенелон воспользовался им для одного из эпизодов своего знаменитого «Телемаха», а Ж.-Ф.Лагарп считал эту трагедию самой совершенной во всем античном театре. А.-В.Шлегель отмечал как одну из наиболее значимых черт Ф. отношение к природе: «он не отчаивается из-за ее столь ужасающего, обращенного к нему лика и, несмотря на него, чувствует в ней грудь любящей матери-кормилицы» (особенно в трогательной сцене прощания Ф. с Лемносом, землей, которую он должен был бы возненавидеть). Интересно также, что Ф. (наряду с Эдипам) в наибольшей степени привлекал такого замечательного ценителя, как В.А.Жуковский.
Лит.: Лебедева О.Б. Неопубликованные переводы Жуковского из Софокла // Жуковский и русская культура. Л., 1987. См. также библиографию к статье «Аякс».
Лит.: Лебедева О.Б. Неопубликованные переводы Жуковского из Софокла // Жуковский и русская культура. Л., 1987. См. также библиографию к статье «Аякс».