Кольцо
Кольцо — традиционный символ безграничности (вечности), перенос символа круга на близкую реальность действенного предмета. В греческой и особенно в римской античности право носить железные кольца представляло собой почесть заслуженных граждан. Жрец Юпитера имел право носить золотые кольца (прототип кольца епископа), точно так же в более позднее время — рыцари и сенаторы. Магические представления тоже были связаны с кольцами, например с легендарным кольцом-печатью Соломона (гексаграмма). Аристотель (384—322 гг. до н.э.) упоминает оракула, у которого совместный звон двух нанизанных на нитки колец должен был оповестить о готовности к действию. Кольца, повешенные над доской с алфавитом, касаясь определенных букв, должны были открыть имена заговорщиков против императора Валента (328—378 гг. н.э.).
В раннехристианском периоде Макробий (ок. 400 г. н.э.) сообщает о формах украшения колец, обогащенных за счет символов рыбы, голубя и якоря. На «рыболовном кольце» Папы Римского, которое всегда разбивается после смерти последователя Петра, изображен апостол Петр в виде рыбака с сетью (Лука, 5, 4). В Средневековье кольцо — символ помолвки и брака.
Кольца также снабжаются драгоценными камнями, которые носят как талисманы от болезней, например с карнеолем — от кровотечений. «Противосудорожные кольца» служили для защиты от параличей, кольца-амулеты должны были защитить от всякого рода соблазнов. В магической литературе со времен Агриппы Неттесгеймского (1486 —1535) постоянно имеются указания по изготовлению колец с таинственными силами всех видов. Разбитые кольца символизируют нарушенные обеты, потеря колец по народному поверью означает беду. Кольцо-печатка с (чаще всего унаследованными) символами геральдического характера обладает правом удостоверять документы и оправдывать претензии на владение. Умирающим кольцо снималось для облегчения расставания с землей; еще в античности при некоторых культовых действиях не разрешалось носить кольца, так как они затрудняли контакт со сверхъестественным миром. Большое значение придавалось кольцу как маленькой драгоценности в Германии в раннее Средневековье («кольцо Нибелунгов»), так как с ним неразрывно могли быть связаны проклятие или благословение. Народные сказания и сказки сохранили воспоминания о кольцах желания и подобных им магических украшениях.
В отношении наличия колец в геральдике пишет Г.А. Беклер в 1688 г.: «Часто в гербах можно увидеть кольца, которые символизируют честь, верность и бесконечное постоянство. Когда подданный получал кольцо от своего князя, то это было знаком особо высокой милости; то же самое рассказывает Аристотель: карфагеняне вручали своим полковникам столько колец, сколько побед они одерживали над своими врагами, т.е. с древности кольцо было символом аристократии и остается до сих пор». Новейшая геральдика связывает кольца с символом епископского достоинства, но золотые и серебряные кольца с драгоценными камнями встречаются также в гербах городов и дворянских родов. Предварительная ступень притчи о кольце Лессинга («Натан Мудрый»), сформулированная как «не выходящая из границ» человечности, содержится в средневековом собрании новелл «Гестароманорум», «Gestaromanorum» (ок. 1300). В ней идет речь о короле с тремя сыновьями, одного из которых особенно любил отец. Тот должен был унаследовать дорогое кольцо с драгоценными камнями, но отец велел сделать с него две копии, которые он передал по наследству двум другим сыновьям. «После смерти отца каждый из них верил, что владеет лучшим кольцом с драгоценным камнем. Некто услышал это и сказал: «Давайте проверим, какое кольцо способно изгонять болезни, то и самое дорогое». Выяснилось, что два из них оказались неэффективными, в то время как кольцо любимого сына обладало целительными свойствами. Связанная с этим символика интерпретируется таким образом: «Три брата — три рода человеческих. Первые (соответствующие любимому сыну) — сыновья Бога за счет воплощения Христа, оба других — евреи и сарацины (мусульмане). Теперь ясно, что Бог больше любит христиан; поэтому он оставил им кольцо, которое возвращает зрение слепым, исцеляет болезни, изгоняет дьявола и творит все остальные чудеса. Это кольцо означает законную веру...» В еврейском сборнике легенд «Борн Юдас» Э. бин Гориона, наоборот, содержится притча о двух драгоценных камнях (двух религиях), которые выглядят одинаково; только «отец на небе» должен решить, какой из них лучше. Этот материал называют прототипом притчи о кольце Лессинга.
В раннехристианском периоде Макробий (ок. 400 г. н.э.) сообщает о формах украшения колец, обогащенных за счет символов рыбы, голубя и якоря. На «рыболовном кольце» Папы Римского, которое всегда разбивается после смерти последователя Петра, изображен апостол Петр в виде рыбака с сетью (Лука, 5, 4). В Средневековье кольцо — символ помолвки и брака.
Кольца также снабжаются драгоценными камнями, которые носят как талисманы от болезней, например с карнеолем — от кровотечений. «Противосудорожные кольца» служили для защиты от параличей, кольца-амулеты должны были защитить от всякого рода соблазнов. В магической литературе со времен Агриппы Неттесгеймского (1486 —1535) постоянно имеются указания по изготовлению колец с таинственными силами всех видов. Разбитые кольца символизируют нарушенные обеты, потеря колец по народному поверью означает беду. Кольцо-печатка с (чаще всего унаследованными) символами геральдического характера обладает правом удостоверять документы и оправдывать претензии на владение. Умирающим кольцо снималось для облегчения расставания с землей; еще в античности при некоторых культовых действиях не разрешалось носить кольца, так как они затрудняли контакт со сверхъестественным миром. Большое значение придавалось кольцу как маленькой драгоценности в Германии в раннее Средневековье («кольцо Нибелунгов»), так как с ним неразрывно могли быть связаны проклятие или благословение. Народные сказания и сказки сохранили воспоминания о кольцах желания и подобных им магических украшениях.
В отношении наличия колец в геральдике пишет Г.А. Беклер в 1688 г.: «Часто в гербах можно увидеть кольца, которые символизируют честь, верность и бесконечное постоянство. Когда подданный получал кольцо от своего князя, то это было знаком особо высокой милости; то же самое рассказывает Аристотель: карфагеняне вручали своим полковникам столько колец, сколько побед они одерживали над своими врагами, т.е. с древности кольцо было символом аристократии и остается до сих пор». Новейшая геральдика связывает кольца с символом епископского достоинства, но золотые и серебряные кольца с драгоценными камнями встречаются также в гербах городов и дворянских родов. Предварительная ступень притчи о кольце Лессинга («Натан Мудрый»), сформулированная как «не выходящая из границ» человечности, содержится в средневековом собрании новелл «Гестароманорум», «Gestaromanorum» (ок. 1300). В ней идет речь о короле с тремя сыновьями, одного из которых особенно любил отец. Тот должен был унаследовать дорогое кольцо с драгоценными камнями, но отец велел сделать с него две копии, которые он передал по наследству двум другим сыновьям. «После смерти отца каждый из них верил, что владеет лучшим кольцом с драгоценным камнем. Некто услышал это и сказал: «Давайте проверим, какое кольцо способно изгонять болезни, то и самое дорогое». Выяснилось, что два из них оказались неэффективными, в то время как кольцо любимого сына обладало целительными свойствами. Связанная с этим символика интерпретируется таким образом: «Три брата — три рода человеческих. Первые (соответствующие любимому сыну) — сыновья Бога за счет воплощения Христа, оба других — евреи и сарацины (мусульмане). Теперь ясно, что Бог больше любит христиан; поэтому он оставил им кольцо, которое возвращает зрение слепым, исцеляет болезни, изгоняет дьявола и творит все остальные чудеса. Это кольцо означает законную веру...» В еврейском сборнике легенд «Борн Юдас» Э. бин Гориона, наоборот, содержится притча о двух драгоценных камнях (двух религиях), которые выглядят одинаково; только «отец на небе» должен решить, какой из них лучше. Этот материал называют прототипом притчи о кольце Лессинга.
Смотрите также:
Перстень
Описание пе́рстень; кольцо́ ————————— В символическом плане представляет комбинацию значений кольца, драгоценного камня и нанесенного на него изображения. Кольцо с камнем, с жемчужиной, продетое в
Железо
В материальной культуре человечества железо стало использоваться сравнительно недавно. В мифах о развитии мира Железный век — это последняя ступенька, тогда как первая была «Золотым веком». Железо
Венок
Венок (греч. стефанос, лат. corona) — это обруч для головы, свитый из листьев и цветов, похожий на корону, но значительно менее прочный и гораздо более указывающий на временное отличие, чем
Гексаграмма
Гексаграмма — шестиугольная звезда, составленная из двух переплетенных между собой треугольников; широко распространенный символический знак Старого Света. Традиционное значение понимается как
Круг
Круг является, пожалуй, важнейшим и наиболее распространенным геометрическим символом, чья форма уже заранее была предопределена картиной явления Солнца и Луны. Согласно суждениям философов