Глина и кирпичи
— Мастер, почему жизнь так несправедлива? — спросил как-то ученик. — Мудрец в старости превращается в младенца, и его мудрость утекает в песок, словно её и не было. Что такое мудрость, и за что небеса наказывают нас старческим слабоумием?
— Во-первых, мудрость не может исчезнуть. В песок утекает лишь иллюзия мудрости, а её хозяин рвёт на себе волосы и громко оплакивает свою утрату. На самом деле нельзя потерять то, чего у тебя никогда не было. Во-вторых, старческое слабоумие является не наказанием небес, а благословением. И только очень смелые, отважные и достойные люди могут сопротивляться времени, страдая от осознания молодости своего духа и тленности своего тела.
Учитель налил себе чай и продолжил:
— Скажи мне, мой мальчик, для чего ты учишься?
— Для того, чтобы стать умнее, — ответил озадаченный ученик.
— Это средство, а не цель, — Учитель с удовольствием отпил глоток. — Ведь ты седлаешь коня не для того, чтобы оседлать его, а для того, чтобы отправиться на нём в путь.
— Я учусь, чтобы понять устройство мироздания. Мне любопытно, как разрозненные кусочки знаний складываются в стройную мозаику, рисунок которой станет понятен только тогда, когда последняя частица займёт в нём своё место.
— Это увлекательное действие, которое, правда, никак нельзя закончить, — кивнул старик, — но это тоже всего лишь средство для достижения цели. Ведь ты едешь на коне не ради самой езды, а для того, чтобы добраться до какого-то города.
— Какова же цель, Учитель? — замер в ожидании ответа юноша.
— Мысли обычного человека можно сравнить с глиной, — Мастер поставил пиалу с чаем на стол, — и эта глина легко размывается рекой времени. В этом, кстати, и заключается причина старческого слабоумия. Но есть достойные мужи, которые отваживаются строить печь для обжига глины. Дело это сложное, трудоёмкое, занимающее иногда всю их жизнь. Сначала они закладывают фундамент для печи, материалом для которого служат мораль, принципы и нравственные устои. Затем начинают возводить стены, в качестве кирпичей используя мудрость своих учителей и предшественников. Вместо раствора они используют здравый смысл и логику. Чем крепче будет логика, тем прочнее будут связаны знания между собой. И только после того, как печь будет готова, они начинают обжиг своих мыслей, превращая мягкую глину в крепкие, твёрдые кирпичи.
— Но я не понял, Учитель, в чём же цель учения? — недовольно заёрзал на своём месте ученик, — ведь построение печи и обжиг своих мыслей — это тоже средство?
— Конечно средство, — ответил Мастер, — цель же будет достигнута лишь тогда, когда кто-то возьмёт хотя бы один кирпич из сделанных тобою и использует его в кладке своей печи. Даже если на этом кирпиче сотрётся твоё имя. Цель не в том, чтобы понять сущее — это всё равно невозможно. Цель в том, чтобы у людей всегда были кирпичи. Ведь только так у них будет доказательство того, что они разумны.
— Во-первых, мудрость не может исчезнуть. В песок утекает лишь иллюзия мудрости, а её хозяин рвёт на себе волосы и громко оплакивает свою утрату. На самом деле нельзя потерять то, чего у тебя никогда не было. Во-вторых, старческое слабоумие является не наказанием небес, а благословением. И только очень смелые, отважные и достойные люди могут сопротивляться времени, страдая от осознания молодости своего духа и тленности своего тела.
Учитель налил себе чай и продолжил:
— Скажи мне, мой мальчик, для чего ты учишься?
— Для того, чтобы стать умнее, — ответил озадаченный ученик.
— Это средство, а не цель, — Учитель с удовольствием отпил глоток. — Ведь ты седлаешь коня не для того, чтобы оседлать его, а для того, чтобы отправиться на нём в путь.
— Я учусь, чтобы понять устройство мироздания. Мне любопытно, как разрозненные кусочки знаний складываются в стройную мозаику, рисунок которой станет понятен только тогда, когда последняя частица займёт в нём своё место.
— Это увлекательное действие, которое, правда, никак нельзя закончить, — кивнул старик, — но это тоже всего лишь средство для достижения цели. Ведь ты едешь на коне не ради самой езды, а для того, чтобы добраться до какого-то города.
— Какова же цель, Учитель? — замер в ожидании ответа юноша.
— Мысли обычного человека можно сравнить с глиной, — Мастер поставил пиалу с чаем на стол, — и эта глина легко размывается рекой времени. В этом, кстати, и заключается причина старческого слабоумия. Но есть достойные мужи, которые отваживаются строить печь для обжига глины. Дело это сложное, трудоёмкое, занимающее иногда всю их жизнь. Сначала они закладывают фундамент для печи, материалом для которого служат мораль, принципы и нравственные устои. Затем начинают возводить стены, в качестве кирпичей используя мудрость своих учителей и предшественников. Вместо раствора они используют здравый смысл и логику. Чем крепче будет логика, тем прочнее будут связаны знания между собой. И только после того, как печь будет готова, они начинают обжиг своих мыслей, превращая мягкую глину в крепкие, твёрдые кирпичи.
— Но я не понял, Учитель, в чём же цель учения? — недовольно заёрзал на своём месте ученик, — ведь построение печи и обжиг своих мыслей — это тоже средство?
— Конечно средство, — ответил Мастер, — цель же будет достигнута лишь тогда, когда кто-то возьмёт хотя бы один кирпич из сделанных тобою и использует его в кладке своей печи. Даже если на этом кирпиче сотрётся твоё имя. Цель не в том, чтобы понять сущее — это всё равно невозможно. Цель в том, чтобы у людей всегда были кирпичи. Ведь только так у них будет доказательство того, что они разумны.