Вряд ли это вам поможет
Спорщики обратились к Аму с вопросом: «К чему стремится человек?» Мудрец согласился их выслушать. Тогда первый воскликнул:
— Не понимаю, о чём спор! Ясно, что к счастью!
— Обычно к тому, чтоб избежать худшего, — возразил второй.
— К знанию, — уверенно произнёс третий. — Оно помогает избежать несчастий. А их отсутствия довольно для счастья, о котором вы толкуете.
Четвёртый не согласился с ними:
— Любой из смертных хочет быть любим! Что смертные, если того же желает Всевышний!
Аму выслушал и неожиданно сказал:
— Человек стремится быть среди себе подобных.
Четверо, недоумевая, какое-то время смотрели на мудреца. Потом первый удивлённо поглядел на остальных. Четвёртый пожал плечами. Уточнить решился лишь третий:
— Ты хочешь сказать, Аму, что только среди людей человек может найти понимание, а потому быть счастлив, познавать и любить?
Мудрец ответил:
— Я не говорил, что непременно среди людей. Я сказал: «Человек стремится быть среди себе подобных». Как всё живое.
Теперь замолчал и третий. Видя, что его не понимают, Аму пояснил:
— Представьте: вы один проснулись, а остальные нет. И, похоже, не проснутся никогда. В ужасе носитесь от дома к дому, убеждаясь в этом. Никто не открывает на ваш зов. Проходит время, вы возвращаетесь домой, размышляя, как жить дальше. Вскоре ваши невесёлые мысли прерывает сильный стрекот со всех сторон. Ничего не понимая, наблюдаете из окна, как те, кого вы пытались разбудить, выходят наружу. И замечаете, что они — гигантские кузнечики с пятью глазами, которые видят и сзади! Теперь уж вы не решаетесь выйти, снова не зная, что делать. Но в ужасе вы пребываете лишь до тех пор, пока случайно не увидите себя в зеркале, обнаружив, что не отличаетесь от остальных проснувшихся! И переводите дух. Вам даже приходит в голову: а что если вы первым превратились в кузнечика, когда другие ещё таковыми не стали, опасаясь открыть подобному чудищу?.. Оказывается, быть кузнечиком здорово: легко взлетаете выше дома, перескакиваете через улицу. Рядом с вами так же резвится и стрекочет летающая кобылка. Она вам нравится, вы вместе упиваетесь игрой, результатом которой может случиться потомство…
Сказав это, мудрец взглянул на оторопевших спорщиков и добавил:
— Так я отвечаю на ваш вопрос. Хотя это вряд ли вам поможет.
И удалился.
Четверо смотрели ему вслед, не издавая ни звука. Потом четвёртый подал голос:
— Его иносказание явно в пользу любви. Без пары — не только нет человека, но и будущего. Откуда будущее без продолжения рода?
— Приходится приспосабливаться к любым условиям, стремясь избежать худшего, — высказал свою версию слов Аму второй.
— Счастье в том, чтобы быть, — дал своё толкование первый. — И лучше живым кузнечиком, чем мёртвым человеком, которого не добудишься.
— Нет, — покачал головой третий, — кузнечика успокоило знание, что он такой же, как все…
— Не понимаю, о чём спор! Ясно, что к счастью!
— Обычно к тому, чтоб избежать худшего, — возразил второй.
— К знанию, — уверенно произнёс третий. — Оно помогает избежать несчастий. А их отсутствия довольно для счастья, о котором вы толкуете.
Четвёртый не согласился с ними:
— Любой из смертных хочет быть любим! Что смертные, если того же желает Всевышний!
Аму выслушал и неожиданно сказал:
— Человек стремится быть среди себе подобных.
Четверо, недоумевая, какое-то время смотрели на мудреца. Потом первый удивлённо поглядел на остальных. Четвёртый пожал плечами. Уточнить решился лишь третий:
— Ты хочешь сказать, Аму, что только среди людей человек может найти понимание, а потому быть счастлив, познавать и любить?
Мудрец ответил:
— Я не говорил, что непременно среди людей. Я сказал: «Человек стремится быть среди себе подобных». Как всё живое.
Теперь замолчал и третий. Видя, что его не понимают, Аму пояснил:
— Представьте: вы один проснулись, а остальные нет. И, похоже, не проснутся никогда. В ужасе носитесь от дома к дому, убеждаясь в этом. Никто не открывает на ваш зов. Проходит время, вы возвращаетесь домой, размышляя, как жить дальше. Вскоре ваши невесёлые мысли прерывает сильный стрекот со всех сторон. Ничего не понимая, наблюдаете из окна, как те, кого вы пытались разбудить, выходят наружу. И замечаете, что они — гигантские кузнечики с пятью глазами, которые видят и сзади! Теперь уж вы не решаетесь выйти, снова не зная, что делать. Но в ужасе вы пребываете лишь до тех пор, пока случайно не увидите себя в зеркале, обнаружив, что не отличаетесь от остальных проснувшихся! И переводите дух. Вам даже приходит в голову: а что если вы первым превратились в кузнечика, когда другие ещё таковыми не стали, опасаясь открыть подобному чудищу?.. Оказывается, быть кузнечиком здорово: легко взлетаете выше дома, перескакиваете через улицу. Рядом с вами так же резвится и стрекочет летающая кобылка. Она вам нравится, вы вместе упиваетесь игрой, результатом которой может случиться потомство…
Сказав это, мудрец взглянул на оторопевших спорщиков и добавил:
— Так я отвечаю на ваш вопрос. Хотя это вряд ли вам поможет.
И удалился.
Четверо смотрели ему вслед, не издавая ни звука. Потом четвёртый подал голос:
— Его иносказание явно в пользу любви. Без пары — не только нет человека, но и будущего. Откуда будущее без продолжения рода?
— Приходится приспосабливаться к любым условиям, стремясь избежать худшего, — высказал свою версию слов Аму второй.
— Счастье в том, чтобы быть, — дал своё толкование первый. — И лучше живым кузнечиком, чем мёртвым человеком, которого не добудишься.
— Нет, — покачал головой третий, — кузнечика успокоило знание, что он такой же, как все…