Один из пяти
Это случилось на Тибете. Лама, работавший в отдалённом ущелье, написал письмо настоятелю монастыря, своему учителю, в котором просил прислать ещё одного ламу: «Он нужен нам здесь».
Настоятель монастыря вызвал всех своих учеников, прочитал им письмо и сказал:
— Я хотел бы послать пятерых из вас.
Один лама спросил:
— Но просят только одного. Почему пять?
Старый настоятель сказал:
— Узнаете позже. Я пошлю пятерых, но и тогда не будет уверенности, что кто-нибудь из них дойдёт, поскольку путь длинен и на нём тысяча и одно отвлечение.
Они рассмеялись. Они сказали:
— Старик выжил из ума. Зачем посылать пятерых, когда нужен один?
Но старик настоял, и пятеро отправились в путешествие.
На следующее утро, когда они проходили по деревне, к ним подбежал посланец от деревенского главы.
— Наш священник умер, и нам нужен священник. Жалование хорошее.
Деревня выглядела богатой, процветающей, поэтому один из пятерых сказал:
— Я хотел бы остаться здесь, ведь это тоже работа Будды. Зачем идти в ущелье? Здесь я буду делать ту же работу. Достаточно вас четверых, а нужен ведь только один. Так что я остаюсь здесь.
Один отпал.
На следующий день они проходили по окраинам города. Им повстречался царь на своём коне. Царь посмотрел на них. Один молодой монах был очень красивым, здоровым и сияющим. Царь сказал:
— Подожди. Я ищу молодого человека, поскольку моей дочери пора замуж. Я много смотрел и наблюдал, и ты кажешься мне весьма подходящим. Ты готов? У меня только одна дочь. Всё моё царство будет твоим.
Конечно, молодой человек сказал своим друзьям: «До свидания!» Он остался; исчез второй.
Теперь оставшиеся трое поняли, что старик не был сумасшедшим. Путь действительно был долгим, и на нём тысяча и одно отвлечение!
Теперь эти трое решили: «Мы не сделаем такого», — хотя в глубине души они чувствовали зависть к тому, кто стал царём, и к тому, кто стал великим священником. И кто знает, что будет в этом ущелье?
На третью ночь они сбились с пути. Лишь вдали на холме светился один огонёк, там стоял одинокий домик. Они добрались туда. Там была только одна молодая женщина, и она сказала:
— Хорошо, что вы пришли сюда. Вы божьи посланники, поскольку мои мать и отец должны были вернуться сегодня вечером и не вернулись. Я боялась оставаться одна в этом доме так далеко от города. Хорошо, что вы здесь. Вы божьи посланники, вас послал сам Будда. Пожалуйста, оставайтесь со мной, не покидайте меня, пока не вернутся мои родители.
На следующее утро они должны были уходить. Но один из них — тот, кто втайне влюбился в эту женщину, — сказал:
— Я не могу уйти, пока не вернулись её родители. Это было бы не сострадательно.
Дело было не в сострадании, дело было в страсти! Но когда есть страсть, люди говорят о сострадании.
Двое других сказали:
— Это нехорошо. Мы должны добраться до места, а ты отпадаешь. А ведь мы решили не делать этого.
Тот человек сказал:
— Всю мою жизнь меня учили быть сострадательным. Эта женщина одинока, родители не возвращаются. Оставить её будет плохо, это будет неблагородно. Будда никогда не простит мне. Вы можете идти, — на самом деле, он хотел, чтобы они ушли, — а я остаюсь.
Третий отпал.
В деревне на следующее утро оставшиеся двое были окружены толпой, поскольку в этой деревне жили атеисты; они не верили в Будду. Им двоим был брошен вызов: «Вы должны доказать: то, что говорит Будда, — правда». В деревне жил великий учёный-атеист, он-то и бросил вызов.
Один из двоих принял этот вызов. Второй сказал:
— Что ты делаешь? Кто знает, как долго это продлится?
Тот сказал:
— Даже если на это уйдёт вся моя жизнь… Я предан Будде, а этот человек бросил Будде и его философии вызов.
То не был вызов Будде; то был вызов эго.
— Я не могу покинуть эту деревню, я обращу эту деревню. Ты можешь идти. Действительно, нужен ведь только один.
Вот так и случилось. Тот человек остался спорить, а добрался только один.
Настоятель монастыря вызвал всех своих учеников, прочитал им письмо и сказал:
— Я хотел бы послать пятерых из вас.
Один лама спросил:
— Но просят только одного. Почему пять?
Старый настоятель сказал:
— Узнаете позже. Я пошлю пятерых, но и тогда не будет уверенности, что кто-нибудь из них дойдёт, поскольку путь длинен и на нём тысяча и одно отвлечение.
Они рассмеялись. Они сказали:
— Старик выжил из ума. Зачем посылать пятерых, когда нужен один?
Но старик настоял, и пятеро отправились в путешествие.
На следующее утро, когда они проходили по деревне, к ним подбежал посланец от деревенского главы.
— Наш священник умер, и нам нужен священник. Жалование хорошее.
Деревня выглядела богатой, процветающей, поэтому один из пятерых сказал:
— Я хотел бы остаться здесь, ведь это тоже работа Будды. Зачем идти в ущелье? Здесь я буду делать ту же работу. Достаточно вас четверых, а нужен ведь только один. Так что я остаюсь здесь.
Один отпал.
На следующий день они проходили по окраинам города. Им повстречался царь на своём коне. Царь посмотрел на них. Один молодой монах был очень красивым, здоровым и сияющим. Царь сказал:
— Подожди. Я ищу молодого человека, поскольку моей дочери пора замуж. Я много смотрел и наблюдал, и ты кажешься мне весьма подходящим. Ты готов? У меня только одна дочь. Всё моё царство будет твоим.
Конечно, молодой человек сказал своим друзьям: «До свидания!» Он остался; исчез второй.
Теперь оставшиеся трое поняли, что старик не был сумасшедшим. Путь действительно был долгим, и на нём тысяча и одно отвлечение!
Теперь эти трое решили: «Мы не сделаем такого», — хотя в глубине души они чувствовали зависть к тому, кто стал царём, и к тому, кто стал великим священником. И кто знает, что будет в этом ущелье?
На третью ночь они сбились с пути. Лишь вдали на холме светился один огонёк, там стоял одинокий домик. Они добрались туда. Там была только одна молодая женщина, и она сказала:
— Хорошо, что вы пришли сюда. Вы божьи посланники, поскольку мои мать и отец должны были вернуться сегодня вечером и не вернулись. Я боялась оставаться одна в этом доме так далеко от города. Хорошо, что вы здесь. Вы божьи посланники, вас послал сам Будда. Пожалуйста, оставайтесь со мной, не покидайте меня, пока не вернутся мои родители.
На следующее утро они должны были уходить. Но один из них — тот, кто втайне влюбился в эту женщину, — сказал:
— Я не могу уйти, пока не вернулись её родители. Это было бы не сострадательно.
Дело было не в сострадании, дело было в страсти! Но когда есть страсть, люди говорят о сострадании.
Двое других сказали:
— Это нехорошо. Мы должны добраться до места, а ты отпадаешь. А ведь мы решили не делать этого.
Тот человек сказал:
— Всю мою жизнь меня учили быть сострадательным. Эта женщина одинока, родители не возвращаются. Оставить её будет плохо, это будет неблагородно. Будда никогда не простит мне. Вы можете идти, — на самом деле, он хотел, чтобы они ушли, — а я остаюсь.
Третий отпал.
В деревне на следующее утро оставшиеся двое были окружены толпой, поскольку в этой деревне жили атеисты; они не верили в Будду. Им двоим был брошен вызов: «Вы должны доказать: то, что говорит Будда, — правда». В деревне жил великий учёный-атеист, он-то и бросил вызов.
Один из двоих принял этот вызов. Второй сказал:
— Что ты делаешь? Кто знает, как долго это продлится?
Тот сказал:
— Даже если на это уйдёт вся моя жизнь… Я предан Будде, а этот человек бросил Будде и его философии вызов.
То не был вызов Будде; то был вызов эго.
— Я не могу покинуть эту деревню, я обращу эту деревню. Ты можешь идти. Действительно, нужен ведь только один.
Вот так и случилось. Тот человек остался спорить, а добрался только один.