Касаб из Мазара
Суфийская притча
Вкушение
Кто ищет только своего благополучия, не вкусит полного успеха,
Ведь кто страшится похмельного синдрома, никогда не насладится опьянением.
(Анвар-и-Сухайли)
Смысл жилища в его обитателе.
(Пословица)
Шейх Касаб из Мазара прибыл в город Мосул и вошёл в мечеть, где в это время некий богослов перед многочисленной аудиторией читал проповедь на тему морали и благочестивых поступков.
Увидев, что Касаб усаживается среди слушателей, богослов воскликнул:
— И своё выступление я не могу закончить лучше, чем пожелать еретику Касабу встать на путь исправления, и, пока он с нами, воздержаться от слов разобщения! Хотя, конечно, сам-то он претендует на истинность своих речей.
Касаб поднялся и сказал:
— Завтра в центре города во всеуслышание я произнесу лицемерную речь. Но если на пути к истине, несмотря на неусыпные старания этого богослова, кое-кто не достаточно очистился, и к нему может пристать та мерзость, которую я выскажу, те пусть не соблазняются и не приходят.
На следующий день послушать Касаба собралась огромная толпа. Он сказал:
— Услышьте от меня то, что послужит вашему благу.
Кто-то выкрикнул:
— Это что — лицемерное заявление?
— Да, если выступающий сказал так, только чтобы подчеркнуть свою значимость.
Затем он продолжал:
— А теперь я сделаю следующее лицемерное утверждение: вы должны творить добро, потому что знаете, что есть добро, а что зло.
— Что плохого в этом призыве? — опять спросили его.
— Люди не знают, что есть добро; любому разумному человеку это хорошо известно. Люди знают только то, что их научили считать добром и злом.
И ещё Касаб сказал:
— Лицемерная речь содержит и такие высказывания: «Этот человек — хороший, а тот — плохой» или «Этому нужно подражать, а того избегать», — в то время как эти слова на самом деле означают «Нравится мне этот человек или, ох, как он мне не нравится; этому человеку я склонен верить, а тому — не доверяю!»
Потом он спросил собравшихся:
— Ещё кто-нибудь желает послушать лицемерные речи?
Из толпы никто не отозвался.
Вкушение
Кто ищет только своего благополучия, не вкусит полного успеха,
Ведь кто страшится похмельного синдрома, никогда не насладится опьянением.
(Анвар-и-Сухайли)
Смысл жилища в его обитателе.
(Пословица)
Шейх Касаб из Мазара прибыл в город Мосул и вошёл в мечеть, где в это время некий богослов перед многочисленной аудиторией читал проповедь на тему морали и благочестивых поступков.
Увидев, что Касаб усаживается среди слушателей, богослов воскликнул:
— И своё выступление я не могу закончить лучше, чем пожелать еретику Касабу встать на путь исправления, и, пока он с нами, воздержаться от слов разобщения! Хотя, конечно, сам-то он претендует на истинность своих речей.
Касаб поднялся и сказал:
— Завтра в центре города во всеуслышание я произнесу лицемерную речь. Но если на пути к истине, несмотря на неусыпные старания этого богослова, кое-кто не достаточно очистился, и к нему может пристать та мерзость, которую я выскажу, те пусть не соблазняются и не приходят.
На следующий день послушать Касаба собралась огромная толпа. Он сказал:
— Услышьте от меня то, что послужит вашему благу.
Кто-то выкрикнул:
— Это что — лицемерное заявление?
— Да, если выступающий сказал так, только чтобы подчеркнуть свою значимость.
Затем он продолжал:
— А теперь я сделаю следующее лицемерное утверждение: вы должны творить добро, потому что знаете, что есть добро, а что зло.
— Что плохого в этом призыве? — опять спросили его.
— Люди не знают, что есть добро; любому разумному человеку это хорошо известно. Люди знают только то, что их научили считать добром и злом.
И ещё Касаб сказал:
— Лицемерная речь содержит и такие высказывания: «Этот человек — хороший, а тот — плохой» или «Этому нужно подражать, а того избегать», — в то время как эти слова на самом деле означают «Нравится мне этот человек или, ох, как он мне не нравится; этому человеку я склонен верить, а тому — не доверяю!»
Потом он спросил собравшихся:
— Ещё кто-нибудь желает послушать лицемерные речи?
Из толпы никто не отозвался.