Чудо — не доказательство
Двое израильских учителей спорили на какую-то богословскую тему и расходились очень яростно. И один из них — Шаммай — сказал:
— Господи, если я нашёл благоволение перед тобой, да падут на нас стены этого дома!
Стены начали валиться.
Его собеседник — Гиллель — воскликнул:
— Если я нашёл благоволение перед тобой, Господи, пусть стены остановятся!
Стены остановились. И тогда Гиллель говорит Шаммаю:
— Видишь, чудо ничего не доказывает… Ибо Бог сотворил чудо не в доказательство того, что чьё-то богословие правильно или неправильно, а потому, что сердце человека всецело принадлежало Богу. И это общий принцип: чудо — не доказательство. Нельзя пользоваться чудом как доказательством богословской выкладки. Святой — не обязательно лучший богослов своего времени, но он — святой.
— Господи, если я нашёл благоволение перед тобой, да падут на нас стены этого дома!
Стены начали валиться.
Его собеседник — Гиллель — воскликнул:
— Если я нашёл благоволение перед тобой, Господи, пусть стены остановятся!
Стены остановились. И тогда Гиллель говорит Шаммаю:
— Видишь, чудо ничего не доказывает… Ибо Бог сотворил чудо не в доказательство того, что чьё-то богословие правильно или неправильно, а потому, что сердце человека всецело принадлежало Богу. И это общий принцип: чудо — не доказательство. Нельзя пользоваться чудом как доказательством богословской выкладки. Святой — не обязательно лучший богослов своего времени, но он — святой.