Виталнатх
В Индии есть храм Виталнатх. Эта уникальная форма: Кришна и Рукмини стоят на одной ноге, прижавшись друг к другу. Эта форма также называется: «Кришна ожидает своих преданных». С ней связана такая история.
Очень давно в Махараштре, жил старый брахман, и у него был сын, которого звали Пундалика. Брахман был очень учёным, он был преданным, хорошо знал Веды, но сын его был совершенно непутёвым. Он пытался научить своего сына, но тот ничего не воспринимал.
В 15 лет сына женили. Его жена была очень красивая, и он совершенно потерялся. Единственное, что он делал — всё время смотрел на свою жену. Отец сказал ему:
— Я уже стар. Я хочу научить тебя как поклоняться Вишну.
Но сын говорил:
— Я знаю всё про Вишну. У Вишну лотосные глаза, и у моей жены тоже лотосные глаза. Так что мне не нужно ничего больше.
В конце концов, отец совершенно отчаялся, махнул на него рукой. Отец совершил церемонию шраддха — он сбрызнул голову сына водой (шраддху совершают по умершим) и сказал:
— Я не хочу иметь с тобой ничего общего больше.
Сын взял за руку свою жену и ушёл из дома. Он повёл её по святым местам, но сам не смотрел вокруг, а любовался своей женой.
И вот однажды они, добрались до Бенареса, переправились через Гангу и решили остановиться в одной соломенной хижине, хозяин которой согласился их приютить.
Ночью в полнолуние Пундалика не мог заснуть. Он вышел во двор и увидел трёх женщин необычайной красоты с длинными, до колен, волосами. Эти женщины подметали своими волосами двор. И он стал смотреть на этих красавиц, и жена показалась ему страшной уродиной, по сравнению с ними. Он, как загипнотизированный, приблизился к одной из женщин. Он захотел дотронуться до её чудесных волос, но пламя вышло из них и обожгло его руку. Женщина обернулась и сказала:
— Как ты посмел дотронуться до меня?
Он задрожал и сказал:
— Прости меня пожалуйста, но кто ты? Почему вы метёте тут пол?
Тогда она ответила:
— Я мету здесь пол потому, что такие люди, как ты, ходят туда-сюда.
— Постой, постой, — сказал он, — я ничего не понимаю. Причём здесь такие люди, как я?
— Ещё ты спрашиваешь, кто я такая! Ты только что переплыл через меня. Каждый день люди приходят и сбрасывают свои грехи в меня. И сегодня ты переплыл и сбросил все грехи. Должна же я как-то очиститься. Потому я и мету этот пол. Я — Ганга.
— А что же это за место, где ты метёшь пол? И кто эти другие женщины? — изумился Пундалика.
— Даже не произноси их имена, — ответила Ганга. — Их имена нельзя произносить. Это — Сарасвати, невидимая река. Она очищает всех, кто только думает о ней. Она очищает мысли людей. А это — Ямуна, которой поклоняемся и я, и Сарасвати.
— И она тоже пришла мести?
— Нет, она пришла послушать мудреца, который здесь живёт. Его зовут Кукуда Муни. Он целый день воспевает бхаджаны. Потому это место так чисто, что я, когда чищу его, тоже очищаюсь от всех грехов.
На утро Пундалика обратился к Кукуда Муни, и тот сказал ему, что обрёл ту чистоту, которую имеет, служа старшим, служа своим учителям, своим родителям. Кукуда Муни дал ему мантру, с которой нужно обращать себя в служение старшим.
Пундалика тотчас же бросился домой к своему отцу, потому что понял, что самая большая проблема, мешающая его чистоте, в том, что он не следовал советам своего отца — своего духовного учителя. Он вернулся к отцу и вместе со своей женой они начали служить ему, а отец, в свою очередь, начал его учить.
И вот однажды, в один жаркий день Пундалика массировал стопы своего отца и пел мантру, призывающую Кришну. Отец стал засыпать, а Пундалика всё сильнее и сильнее погружался в эту мантру, чистота его служения поднялась на такую высоту, что сам Кришна услышал этот призыв. Кришна с Рукмини предстали перед ним, и Бог сказал:
— Я пришёл к тебе, ты звал меня.
На что Пундалика шёпотом ответил:
— Подожди пока я освобожусь, я сейчас занят. Я массирую стопы своему духовному учителю, я служу ему.
Кришна сказал:
— Но здесь очень горячий песок. Мне горячо стоять.
И тогда Пундалика кинул ему камень из тени. Кришна встал на него одной ногой, потому что с ним была ещё и Рукмини, которая тоже встала на камень одной ногой. И они стали ждать, пока их преданный освободится от своего важного дела — служения своему отцу и духовному учителю.
Очень давно в Махараштре, жил старый брахман, и у него был сын, которого звали Пундалика. Брахман был очень учёным, он был преданным, хорошо знал Веды, но сын его был совершенно непутёвым. Он пытался научить своего сына, но тот ничего не воспринимал.
В 15 лет сына женили. Его жена была очень красивая, и он совершенно потерялся. Единственное, что он делал — всё время смотрел на свою жену. Отец сказал ему:
— Я уже стар. Я хочу научить тебя как поклоняться Вишну.
Но сын говорил:
— Я знаю всё про Вишну. У Вишну лотосные глаза, и у моей жены тоже лотосные глаза. Так что мне не нужно ничего больше.
В конце концов, отец совершенно отчаялся, махнул на него рукой. Отец совершил церемонию шраддха — он сбрызнул голову сына водой (шраддху совершают по умершим) и сказал:
— Я не хочу иметь с тобой ничего общего больше.
Сын взял за руку свою жену и ушёл из дома. Он повёл её по святым местам, но сам не смотрел вокруг, а любовался своей женой.
И вот однажды они, добрались до Бенареса, переправились через Гангу и решили остановиться в одной соломенной хижине, хозяин которой согласился их приютить.
Ночью в полнолуние Пундалика не мог заснуть. Он вышел во двор и увидел трёх женщин необычайной красоты с длинными, до колен, волосами. Эти женщины подметали своими волосами двор. И он стал смотреть на этих красавиц, и жена показалась ему страшной уродиной, по сравнению с ними. Он, как загипнотизированный, приблизился к одной из женщин. Он захотел дотронуться до её чудесных волос, но пламя вышло из них и обожгло его руку. Женщина обернулась и сказала:
— Как ты посмел дотронуться до меня?
Он задрожал и сказал:
— Прости меня пожалуйста, но кто ты? Почему вы метёте тут пол?
Тогда она ответила:
— Я мету здесь пол потому, что такие люди, как ты, ходят туда-сюда.
— Постой, постой, — сказал он, — я ничего не понимаю. Причём здесь такие люди, как я?
— Ещё ты спрашиваешь, кто я такая! Ты только что переплыл через меня. Каждый день люди приходят и сбрасывают свои грехи в меня. И сегодня ты переплыл и сбросил все грехи. Должна же я как-то очиститься. Потому я и мету этот пол. Я — Ганга.
— А что же это за место, где ты метёшь пол? И кто эти другие женщины? — изумился Пундалика.
— Даже не произноси их имена, — ответила Ганга. — Их имена нельзя произносить. Это — Сарасвати, невидимая река. Она очищает всех, кто только думает о ней. Она очищает мысли людей. А это — Ямуна, которой поклоняемся и я, и Сарасвати.
— И она тоже пришла мести?
— Нет, она пришла послушать мудреца, который здесь живёт. Его зовут Кукуда Муни. Он целый день воспевает бхаджаны. Потому это место так чисто, что я, когда чищу его, тоже очищаюсь от всех грехов.
На утро Пундалика обратился к Кукуда Муни, и тот сказал ему, что обрёл ту чистоту, которую имеет, служа старшим, служа своим учителям, своим родителям. Кукуда Муни дал ему мантру, с которой нужно обращать себя в служение старшим.
Пундалика тотчас же бросился домой к своему отцу, потому что понял, что самая большая проблема, мешающая его чистоте, в том, что он не следовал советам своего отца — своего духовного учителя. Он вернулся к отцу и вместе со своей женой они начали служить ему, а отец, в свою очередь, начал его учить.
И вот однажды, в один жаркий день Пундалика массировал стопы своего отца и пел мантру, призывающую Кришну. Отец стал засыпать, а Пундалика всё сильнее и сильнее погружался в эту мантру, чистота его служения поднялась на такую высоту, что сам Кришна услышал этот призыв. Кришна с Рукмини предстали перед ним, и Бог сказал:
— Я пришёл к тебе, ты звал меня.
На что Пундалика шёпотом ответил:
— Подожди пока я освобожусь, я сейчас занят. Я массирую стопы своему духовному учителю, я служу ему.
Кришна сказал:
— Но здесь очень горячий песок. Мне горячо стоять.
И тогда Пундалика кинул ему камень из тени. Кришна встал на него одной ногой, потому что с ним была ещё и Рукмини, которая тоже встала на камень одной ногой. И они стали ждать, пока их преданный освободится от своего важного дела — служения своему отцу и духовному учителю.