Сан-шэнь встречает ученика
Однажды, разговаривая со своими монахами, Сан-шэнь сказал:
— Когда приходит ученик, я выхожу навстречу без намерения помочь ему.
Его брат, Синь-хуа, услышал это замечание и сказал:
— Когда приходит ученик, я не всегда выхожу ему на встречу, но если я всё же выйду, я обязательно помогу ему.
Негэн: Линьцзи, великий мастер дзэна династии Тан, оставил мир 10 января 867 года. Перед смертью он сказал: «После моего ухода не разрушайте мой дзэн. Храните учение между собой». Сан-шэнь, один из его учеников, спросил: «Кто же должен разрушить ваш дзэн?» — «Если кто-нибудь спросит тебя, что такое дзэн, — поинтересовался Линьцзи, — что ты скажешь?» Сан-шэнь закричал: «Хей!» Учитель был удовлетворён ответом и заметил: «Кто бы мог подумать, что мой дзэн будет разрушен этим слепым ослом?» — и с этими словами он умер.
Буддизм использует негативные слова для выражения реальности. Это единственный способ избежать путаницы в словах. Когда Линьцзи попросил не разрушать его дзэн, он постулировал свой дзэн двойственно, поэтому Сан-шэнь присоединился к нему в этом способе выражения. И опять же, когда учитель пожелал воочию увидеть, как оно будет жить, Сан-шэнь наглядно показал ему это, и монахи, собравшиеся там, были свидетелями бессмертия их любимого мастера. Последние слова Линьцзи были негативным выражением похвалы.
Дзэн — это не вещь, которая может быть дана учителем ученику. Ветер может задуть пламя свечи, но когда возникнут благоприятные условия, она снова запылает, давая такой же свет, как и прежде. Разве после этого оно не будет тем же самым непрерывным пламенем? Сан-шэнь не был единственным человеком, который получил дзэн Линьцзи, но он оказался достаточно храбрым, чтобы продемонстрировать его перед умирающим учителем. И дзэн стал его.
Что касается коана этой истории, то мы знаем, что наилучшая помощь по дзэну это «не помогать». Многие секты различных религий ставят своей целью помочь людям, не понимая, что излишняя помощь мешает внутреннему росту как тех, кому «помогают», так и их собственному. Как солнечный свет наполняет сад, так и Сан-шэнь встретил ученика без всяких мыслей о помощи. Какое изумительное расположение духа спокойной любящей доброты!
Синь-хуа выразил свой дзэн позитивно, не в противоречии с дзэном Сан-шэня, но поддерживая его с противоположной точки зрения. Положительность без отрицательности может нести опасность. Отрицательность без положительности приводит к вялости. Синь-хуа, вероятно, намеревался удержать поводья контроля над «слепым ослом», но я говорю: «Здесь, брат, следи за каждым своим шагом. Ибо перед тобою пропасть!»
Гэнро: Один брат говорит «нет», другой говорит «да». Таким образом, они продолжают дело отца, улучшая и совершенствуя его.
Жёлтая река течёт тысячи миль на север,
Затем поворачивает на восток и течёт непрерывно.
Не важно, как она изгибается и поворачивает,
Её воды выходят из источника на горе Кунь-лунь.
— Когда приходит ученик, я выхожу навстречу без намерения помочь ему.
Его брат, Синь-хуа, услышал это замечание и сказал:
— Когда приходит ученик, я не всегда выхожу ему на встречу, но если я всё же выйду, я обязательно помогу ему.
Негэн: Линьцзи, великий мастер дзэна династии Тан, оставил мир 10 января 867 года. Перед смертью он сказал: «После моего ухода не разрушайте мой дзэн. Храните учение между собой». Сан-шэнь, один из его учеников, спросил: «Кто же должен разрушить ваш дзэн?» — «Если кто-нибудь спросит тебя, что такое дзэн, — поинтересовался Линьцзи, — что ты скажешь?» Сан-шэнь закричал: «Хей!» Учитель был удовлетворён ответом и заметил: «Кто бы мог подумать, что мой дзэн будет разрушен этим слепым ослом?» — и с этими словами он умер.
Буддизм использует негативные слова для выражения реальности. Это единственный способ избежать путаницы в словах. Когда Линьцзи попросил не разрушать его дзэн, он постулировал свой дзэн двойственно, поэтому Сан-шэнь присоединился к нему в этом способе выражения. И опять же, когда учитель пожелал воочию увидеть, как оно будет жить, Сан-шэнь наглядно показал ему это, и монахи, собравшиеся там, были свидетелями бессмертия их любимого мастера. Последние слова Линьцзи были негативным выражением похвалы.
Дзэн — это не вещь, которая может быть дана учителем ученику. Ветер может задуть пламя свечи, но когда возникнут благоприятные условия, она снова запылает, давая такой же свет, как и прежде. Разве после этого оно не будет тем же самым непрерывным пламенем? Сан-шэнь не был единственным человеком, который получил дзэн Линьцзи, но он оказался достаточно храбрым, чтобы продемонстрировать его перед умирающим учителем. И дзэн стал его.
Что касается коана этой истории, то мы знаем, что наилучшая помощь по дзэну это «не помогать». Многие секты различных религий ставят своей целью помочь людям, не понимая, что излишняя помощь мешает внутреннему росту как тех, кому «помогают», так и их собственному. Как солнечный свет наполняет сад, так и Сан-шэнь встретил ученика без всяких мыслей о помощи. Какое изумительное расположение духа спокойной любящей доброты!
Синь-хуа выразил свой дзэн позитивно, не в противоречии с дзэном Сан-шэня, но поддерживая его с противоположной точки зрения. Положительность без отрицательности может нести опасность. Отрицательность без положительности приводит к вялости. Синь-хуа, вероятно, намеревался удержать поводья контроля над «слепым ослом», но я говорю: «Здесь, брат, следи за каждым своим шагом. Ибо перед тобою пропасть!»
Гэнро: Один брат говорит «нет», другой говорит «да». Таким образом, они продолжают дело отца, улучшая и совершенствуя его.
Жёлтая река течёт тысячи миль на север,
Затем поворачивает на восток и течёт непрерывно.
Не важно, как она изгибается и поворачивает,
Её воды выходят из источника на горе Кунь-лунь.