Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее
Ответ великого французского скульптора Огюста Родена (1840—1917) на вопрос одного из своих учеников, в чем, собственно, состоит искусство скульптора. Возможно, Роден просто повторил слова одного из древних ваятелей, поскольку похожие по смыслу выражения встречаются у Дионисия Ареопагита и Микеланджело.
Так, известна фраза Микеланджело: «Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления», то есть отсечения от камня всего лишнего. Эта же мысль — красота уже заложена в глыбе мрамора, надо лишь освободить ее от каменной оболочки — заключена и во многих стихах скульптора (который был также и прекрасным поэтом):
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Эта же идея выражена в другом стихотворений Микеланджело, посвященном Виттории Колонне:
...Из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, дона,
Которое тем боле завершенной
Чем больше камень делаем мы прахом...
Иносказательно: действовать, подобно легендарному скульптору, то есть освободить проблему, задачу от малозначащих деталей, выделить ее суть.
Так, известна фраза Микеланджело: «Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления», то есть отсечения от камня всего лишнего. Эта же мысль — красота уже заложена в глыбе мрамора, надо лишь освободить ее от каменной оболочки — заключена и во многих стихах скульптора (который был также и прекрасным поэтом):
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Эта же идея выражена в другом стихотворений Микеланджело, посвященном Виттории Колонне:
...Из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, дона,
Которое тем боле завершенной
Чем больше камень делаем мы прахом...
Иносказательно: действовать, подобно легендарному скульптору, то есть освободить проблему, задачу от малозначащих деталей, выделить ее суть.