Взявшие меч — от меча и погибнут
Из Библии. В, Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 51^—52) говорится: «И вот, один из бывших с Иисусом,, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».
Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»
Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» В фильме эти слова Александр Невский говорит в назидание послам Ливонского ордена, которые летом 1242 г. прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира» после так называемого Ледового побоища.
На самом деле реальный князь к этим словам не имеет никакого отношения — в немногих источниках, которые повествуют о его словах и делах («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») об этом нет никаких упоминаний.
Иносказательно: напоминание о бессмысленности войны, предостережение агрессорам
Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»
Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» В фильме эти слова Александр Невский говорит в назидание послам Ливонского ордена, которые летом 1242 г. прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира» после так называемого Ледового побоища.
На самом деле реальный князь к этим словам не имеет никакого отношения — в немногих источниках, которые повествуют о его словах и делах («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») об этом нет никаких упоминаний.
Иносказательно: напоминание о бессмысленности войны, предостережение агрессорам