Сергий
Сергий — главный персонаж «Жития». Родился ок. 1314 или ок. 1321 г., умер в 1391 или, более вероятно, в 1392 г. Основатель и игумен Троицкого монастыря в окрестностях города Радонежа (ныне Троице-Сергиева лавра в городе Сергиевом Посаде Моск. обл.). Мирское имя С. — Варфоломей.
С. принадлежит к «чину» преподобных — святых монахов. Христианский подвит С. заключается в возрождении традиции общежительства — монашеской жизни, основанной на полном отказе от личного имущества и на совместном исполнении монахами всех забот по монастырю, в помощи нищим и убогим, в создании нового для Руси монашеского служения — пустынножительства (С. и его ученики основывают монастыри в глухих местах, а не в городах или пригородах, как прежде). С. также исполняет служение обществу, Русской земле (благословляет князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголо-татарами перед Куликовской битвой). Отдаленность от мира с его соблазнами сочетается в деяниях С. с молитвенным прошением о благополучии Русской земли, обращаемым к Богу, с заботой о мирянах — нищих и убогих.
С. кроток и смирен, лишен властолюбия и честолюбия; он — бессребреник и труженик, не гнушающийся исполнения тяжелой работы в монастыре. С. — твердый борец с бесовскими искушениями. Он созерцатель, молитвенно погруженный в божественные тайны и удостоенный особенного мистического дара. Ему открываются видения, отличающиеся особой глубиной.
Соединение в образе С. привязанности к уединению и пустынножительству с общественным служением, особенной смиренной и «тихой» кротости с мистическим даром отличают С. от египетских отшельников (Антония Великого и др.), палестинских святых и Феодосия Печерского, жития которых были использованы Епифанием при создании образа Троицкого игумена.
«Житие» подробно повествует о святом от его рождения до кончины. С. рождается от благочестивого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии; он — второй из трех сыновей. Рождение святого в благочестивой, истинно христианской семье — общее место житийного жанра.
Рождение С. предваряет чудо, удостоверяющее открывающуюся позднее его святость и указывающее на мистическую значимость Троицы в жизни С.: во время литургии в храме еще не родившийся С.-Варфоломей трижды прокричал в утробе матери. Мистический смысл, символизирующий триединое Божество, имеет и рождение у Кирилла и Марии трех сыновей. Печать божественной благодати и избранничества отмечают С. еще до рождения, подобно многим греческим и русским святым: в «Житии» проводятся аналогии с пророком Иеремией, Евфимием Великим, митрополитом Петром и другими СВЯТЫМИ.
Под влиянием чуда мать советуется с отцом об обете посвятить будущего младенца Богу: так приоткрывается судьба С., ставшего монахом.
Богоизбранность С. проявляется и в его поведении в младенческом возрасте: С. отказывается от материнского молока по средам и пятницам — в постные дни недели.
Священник Михаил, крестивший С.-Варфоломея, узнав от матери младенца о совершившемся перед его рождением чуде, прозорливо считает, что ребенок — будущий великий святой, и объявляет матери младенца: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Начало жизни С.-Варфоломея как личности обозначено крещением. С. становится свидетелем совершающихся с ним чудес и после принятия монашества чудотворцем.
С.-Варфоломей, в отличие от своих братьев Стефана и Петра, с трудом научился грамоте и читал «медленно и не прилежно». Отсутствие природного дара постижения книжного знания у отрока восполняется сверхъестественно обретаемым даром. Отрок молится Богу, просит помочь выучить грамоту. Однажды он встречает священника, который дает ему вкусить нечто, похожее на маленький кусок пшеничного хлеба. После вкушения отрок получает дар понимания книг. Чудесный старец-священник беседует с родителями святого и открывает им: будущее, ожидающее сына, а затем становится невидимым. Сюжет этого чуда лежит в основе известной картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Еще в детстве С.-Варфоломей постится строгим постом, изнуряет свою плоть и с сокрушенным сердцем молится Богу о прощении своих грехов. Суровый аскетизм отрока, не достигшего, по сообщению «Жития», и двенадцати лет, вызывает возражения у матери. Мать указывает ему, что в столь юной возрасте не может быть больших грехов и что чудеса, происходившие с ним, свидетельствуют об избрании его Богом, об особенном религиозном призвании. Слова матери — первое искушение С.-Варфоломея, искушение гордыней. Святой остается чужд горделивым чувствам, он не уверен в своем призвании, но просит Бога о наставлении и подкреплении душевных сил.
Отрок С.-Варфоломей мудрый, как старец. «Старец умом, ребенок возрастом» — традиционный мотив, характеризующий святых в житиях. Поступки и помыслы С.-Варфоломея-отрока напоминают жизнь в отрочестве святого Феодосия Печерского.
Родители С.-Варфоломея переселяются из Ростова в город Радонеж к северу от Москвы. Видимой причиной переселения является разорение отца святого из-за насилий татар и московских вельмож, посланных в Ростовское княжество великим князем московским. Но внутренний смысл событий заключается в исполнении Божественного промысла, предназначившего С. быть основателем Троицкого монастыря под Радонежем. С. с родителями поселяется недалеко от места, где им будет основан монастырь.
С.-Варфоломей достигает юношеского возраста. Его братья женятся, но он отказывается исполнить просьбу родителей и вступить в брак. Он желает стать монахом, однако по просьбе родителей откладывает исполнение своего намерения. С.-Варфоломей обещает отцу и матери не покидать мир до их смерти.
Родители святого постригаются в монахи и затем умирают. С.-Варфоломей оставил принадлежащее ему имущество младшему брату Петру. Он уговорил старшего брата Стефана, принявшего монашество, поселиться в пустынном месте в чаще леса.
С.-Варфоломей и Стефан вместе решают посвятить основанную им церковь Святой Троице. В этом решении проявляется духовное родство, единомыслие братьев. Но вскоре пути братьев расходятся: Стефан не выдерживает тягот уединенной жизни в лесу и уходит в московский Богоявленский монастырь. Младший же брат, С.-Варфоломей, остается. В «Житии» молодой возраст С.-Варфоломея контрастирует с душевной твердостью святого, большей, нежели у старшего брата Стефана. Достигнув немногим более двадцати лет, святой постригается в монахи, и ему дается имя Сергий. Принятию монашеского сана предшествовало изучение монашеских порядков, приготовление к новой, жизни: «Преподобный отец наш не принял ангельский образ до тех пор, пока не изучил все монастырские дела: и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам. И всегда, в любое время, с большим прилежанием и с желанием, и со слезами он молился Богу, дабы удостоиться принять ангельский образ и приобщиться к иноческой жизни». Оставшийся в лесном уединении С. побеждает похоть и другие страсти, укрощает страшного медведя, давая ему хлеб, вступает в борьбу с бесами. Борьба с бесами, стремящимися изгнать С. из леса, наполняет начальный период подвижничества С. Святость и твердость С. противопоставлены злому, вредоносному началу, заключенному в греховных страстях, воплощенному в диких зверях и'бесах. Повествование о встречах и борьбе С. с вредоносными силами разделено на три главных эпизода, подобно другим событиям его жизни. Это приход бесов с самим дьяволом в церковь перед заутреней; нападение бесов на С. в хижине святого, сопровождаемое угрозами и понуждением покинуть выбранное место; появление медведя, который, «как некий жестокий заимодавец», в течение года приходил к святому за куском хлеба.
Новый отрезок монашеской жизни С. открывает приход к нему монахов, желающих поселиться вместе со святым. С., молитвенный покой и безмолвие которого нарушают пришельцы, недоволен этим появлением и пытается их отговорить, но, испытав твердость их решения, С. дозволяет им остаться. Число этих монахов — «не больше двенадцати человек» — символично: С. и поселившиеся с ним монахи уподоблены Христу и апостолам.
Событие, означающее «начало» Троицкого монастыря и являющееся следствием прихода монахов к С., — избрание С. игуменом. Монахи трижды упрашивают С. стать настоятелем, и лишь на третий раз смиренный и любящий безмолвие и уединение С. вынужден согласиться. Троекратная просьба монахов С. принять настоятельство — новое свидетельство символического значения Святой Троицы в жизни святого. Три встречи С. со священниками предваряют пострижение в монахи, три просьбы монахов — поставление в игумены. Монашеская жизнь С. отмечена также тремя имеющими символический и провиденциальный смысл встречами. Священник Митрофан постригает С. в монашеский, сан, монахи побуждают С. принять настоятельство, игуменство, епископ Афанасий рукополагает С. в игумены.
Как игумен С. выступает в роли одновременно новатора и восстановителя старой монашеской традиции. Он получает послание от патриарха Константинопольского Филофея, который советует святому установить в монастыре общежительство. (Общежительство было впервые установлено на Руси святым Феодосием Печерским, игуменом Киево-Печерского монастыря, в начале 70-х гг. XI»Шв., но в последующие столетия эта традиция прервалась.) С. исполняет совет патриарха: «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец».
В общежительстве, учрежденном С., воплощается христианский общественный идеал связующей монахов любви, взаимных забот друг о друге. Общежительство предполагает также помощь мирянам: нищим, увечным, больным. С. наставляет подначальных ему монахов заботиться о ближних.
Установление общежительства — деяние, в котором воплотилось предназначение С. Это событие выражает торжество христианских ценностей братской любви и помощи, оно — главное свершение С.-игумена.
Торжество христианского начала, проявившееся в учреждении общежительства, вызывает последнюю в «Житии» попытку бесовских сил сокрушить добродетели С., победить его смирение. Испытанию подвергаются братская любовь и кротость святого. Дьявол разжигает в брате С. Стефане, который вернулся в Троицкий монастырь, вражду и зависть к С. Стефан говорит. одному из монахов, что он, старший брат, а не С. должен быть по праву игуменом Троицкой обители. С., услышавший слова Стефана, ничего не говорит брату и другим монахам. Он тайно уходит из монастыря и поселяется на реке Киржач, где основывает новую обитель. Упрошенный троицкими монахами, С. возвращается на игуменство в Троицкий монастырь. Он вновь побеждает дьявольские козни, сохраняет кротость, смирение, беззлобие. Чуждый властолюбию, С. не гневается на брата. Свобода от властолюбивых и честолюбивых страстей проявляется и в других поступках С. Митрополит Алексий перед смертью (1378) просит С. согласиться стать новым русским митрополитом, но святой твердо отказывается.
С. стремится утаить присущий ему дар чудотворения. Он говорит отцу воскрешенного им ребенка, что ребенок не был мертв, но лишь «от холода ослабел». С. строго воспрещает отцу рассказывать о совершенном воскрешении.
Кроткое смирение, свобода от гнева и жестокосердия проявляются в отношении С. к подначальным монахам. Тем, кто пренебрегает ночными келейными молитвами, С. тихо и мягко напоминает о нарушении правил. С. лишен и честолюбивых страстей. Самоуничижение троицкого игумена выражено в нескольких эпизодах «Жития». Некий земледелец, наслышанный о С., приходит в монастырь увидеть его. Монахи говорят этому поселянину, что С. копает землю в огороде. «Тот в большом нетерпении не дождался, но, приникнув к щели, увидел блаженного в бедной одежде, весьма рваной и залатанной, в поте лица трудящегося. Он никак не мог подумать, что это тот, кого он хочет увидеть, которого он ищет, и никак не верил, что это тот, о котором он слышал». Монахи еще дважды говорят земледельцу, что человек, трудящийся в огороде, — прославленный игумен. Но пришелец не верит им. С., узнав от монахов о приходе этого земледельца, «с великим смирением поклонился ему до земли, и с большой любовью по-христиански поцеловав его, и, благословив, весьма похвалил крестьянина, который так о нем подумал. Этот случай дает понять, сколь великое смирение внутри себя имел Сергий, ибо такого поселянина, невежду, который негодовал и гнушался им, святой сверх меры возлюбил: потому что насколько гордые почестям и похвалам радуются, настолько радуются смиренные своему бесчестию и осуждению. И не только поцеловал его, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, едой и питьем насладиться предлагая ему, с честью и любовью обходился с ним».
С. не сообщает крестьянину, кто он такой. Крестьянин убеждается в правоте слов монахов, только когда к монаху в старой, рваной одежде подходит некий князь, смиренно кланяясь до земли, и бедно одетый С. начинает с князем беседу.
Другой эпизод, функция которого — свидетельство о смирении С., рассказывает о том, как игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого.
С. достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Рассказ о приходе к С. крестьянина и фрагмент, повествующий о плотницкой работе С. у монаха Даниила, показывают другую черту С.— «трудничество», постоянное исполнение тяжелой работы.
Функция нескольких эпизодов «Жития» — свидетельство о прозорливости С. Монахи ропщут из-за недостатка хлеба в обители. С. просит их положиться на Бога и немного подождать. И почти сразу же некий богатый христианин присылает в монастырь удивительно сладкий хлеб, т, е. хлеб послан самим Господом.
Несколько событий в «Житии» свидетельствуют о С.-чудотворце: С. воскрешает умершего ребенка, исцеляет бесноватого вельможу и тяжело больного человека. Он выводит из земли водный источник. Три первых чуда соответствуют евангельским чудесам Христа, четвертое — чуду Моисея, совершенному в пустыне.
Мистический дар С. проявляется в чудесных видениях, посещающих святого. Три чудесных видения составляют отдельные эпизоды «Жития»: это видение ангела, служащего литургию в храме вместе с С., посещение С. Богоматерью, которая обещает С. заботиться об основанном им монастыре, явление огня, осеняющего алтарь во время литургии, которую служит С. Три чуда приходятся на период игуменства С., достигшего предназначенного ему свыше сана, они приоткрывают мистическую связь святого с небесным миром.
В нескольких эпизодах раскрывается общественное служение С. миру, людям и Руси: С. наказывает лихоимца, отнявшего борова у бедняка (борова съедают черви); благословляет князя Дмитрия Ивановича и предрекает ему победу над Мамаем на Куликовом поле; С. молится во время битвы и, обладая даром прозорливости, внутренним взором видит все происходящее на Куликовом поле.
Как наставник и прозорливец С. представлен накануне смерти. Он за шесть месяцев предвидит свою кончину и наставляет монахов Троицкой обители жить в любви и согласии. Предсказание святым дня своей кончины и наставление подначальных монахов — традиционные мотивы житийного жанра.
После смерти С. «распространилось благоухание великое и неизреченное от тела святого», а лицо его «было светлым, как снег, а не как обычно у умерших, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его». Эти чудеса исцеления больных у гроба С. удостоверяют его святость. «Житие» послужило основой для жизнеописаний основателя Троицкого монастыря, составленных в XIX — начале XX»Шв.: переложения «Жития», написанного иеромонахом Никоном (неоднократно изданного на протяжении XIX»Шв.), «Жизнеописания преподобного Сергия» (1909), созданного историком русской церкви Е. Е. Голубинским, и многих других популярных и научных биографических
Очерков, посвященных С. «Житие» — основной источник для историка Г. П. Федотова, создавшего портрет — духовную биографию С. в книге «Святые Древней Руси: X — XVII столетия» (Париж, 1931). Сведения «Жития» использованы в статьях богословов и философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, посвященных С. и его роли в истории русского монашества и святости. «Житие» было основным источником для художественной биографии-повести писателя Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (Париж, 1925) и др.
С. принадлежит к «чину» преподобных — святых монахов. Христианский подвит С. заключается в возрождении традиции общежительства — монашеской жизни, основанной на полном отказе от личного имущества и на совместном исполнении монахами всех забот по монастырю, в помощи нищим и убогим, в создании нового для Руси монашеского служения — пустынножительства (С. и его ученики основывают монастыри в глухих местах, а не в городах или пригородах, как прежде). С. также исполняет служение обществу, Русской земле (благословляет князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголо-татарами перед Куликовской битвой). Отдаленность от мира с его соблазнами сочетается в деяниях С. с молитвенным прошением о благополучии Русской земли, обращаемым к Богу, с заботой о мирянах — нищих и убогих.
С. кроток и смирен, лишен властолюбия и честолюбия; он — бессребреник и труженик, не гнушающийся исполнения тяжелой работы в монастыре. С. — твердый борец с бесовскими искушениями. Он созерцатель, молитвенно погруженный в божественные тайны и удостоенный особенного мистического дара. Ему открываются видения, отличающиеся особой глубиной.
Соединение в образе С. привязанности к уединению и пустынножительству с общественным служением, особенной смиренной и «тихой» кротости с мистическим даром отличают С. от египетских отшельников (Антония Великого и др.), палестинских святых и Феодосия Печерского, жития которых были использованы Епифанием при создании образа Троицкого игумена.
«Житие» подробно повествует о святом от его рождения до кончины. С. рождается от благочестивого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии; он — второй из трех сыновей. Рождение святого в благочестивой, истинно христианской семье — общее место житийного жанра.
Рождение С. предваряет чудо, удостоверяющее открывающуюся позднее его святость и указывающее на мистическую значимость Троицы в жизни С.: во время литургии в храме еще не родившийся С.-Варфоломей трижды прокричал в утробе матери. Мистический смысл, символизирующий триединое Божество, имеет и рождение у Кирилла и Марии трех сыновей. Печать божественной благодати и избранничества отмечают С. еще до рождения, подобно многим греческим и русским святым: в «Житии» проводятся аналогии с пророком Иеремией, Евфимием Великим, митрополитом Петром и другими СВЯТЫМИ.
Под влиянием чуда мать советуется с отцом об обете посвятить будущего младенца Богу: так приоткрывается судьба С., ставшего монахом.
Богоизбранность С. проявляется и в его поведении в младенческом возрасте: С. отказывается от материнского молока по средам и пятницам — в постные дни недели.
Священник Михаил, крестивший С.-Варфоломея, узнав от матери младенца о совершившемся перед его рождением чуде, прозорливо считает, что ребенок — будущий великий святой, и объявляет матери младенца: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Начало жизни С.-Варфоломея как личности обозначено крещением. С. становится свидетелем совершающихся с ним чудес и после принятия монашества чудотворцем.
С.-Варфоломей, в отличие от своих братьев Стефана и Петра, с трудом научился грамоте и читал «медленно и не прилежно». Отсутствие природного дара постижения книжного знания у отрока восполняется сверхъестественно обретаемым даром. Отрок молится Богу, просит помочь выучить грамоту. Однажды он встречает священника, который дает ему вкусить нечто, похожее на маленький кусок пшеничного хлеба. После вкушения отрок получает дар понимания книг. Чудесный старец-священник беседует с родителями святого и открывает им: будущее, ожидающее сына, а затем становится невидимым. Сюжет этого чуда лежит в основе известной картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Еще в детстве С.-Варфоломей постится строгим постом, изнуряет свою плоть и с сокрушенным сердцем молится Богу о прощении своих грехов. Суровый аскетизм отрока, не достигшего, по сообщению «Жития», и двенадцати лет, вызывает возражения у матери. Мать указывает ему, что в столь юной возрасте не может быть больших грехов и что чудеса, происходившие с ним, свидетельствуют об избрании его Богом, об особенном религиозном призвании. Слова матери — первое искушение С.-Варфоломея, искушение гордыней. Святой остается чужд горделивым чувствам, он не уверен в своем призвании, но просит Бога о наставлении и подкреплении душевных сил.
Отрок С.-Варфоломей мудрый, как старец. «Старец умом, ребенок возрастом» — традиционный мотив, характеризующий святых в житиях. Поступки и помыслы С.-Варфоломея-отрока напоминают жизнь в отрочестве святого Феодосия Печерского.
Родители С.-Варфоломея переселяются из Ростова в город Радонеж к северу от Москвы. Видимой причиной переселения является разорение отца святого из-за насилий татар и московских вельмож, посланных в Ростовское княжество великим князем московским. Но внутренний смысл событий заключается в исполнении Божественного промысла, предназначившего С. быть основателем Троицкого монастыря под Радонежем. С. с родителями поселяется недалеко от места, где им будет основан монастырь.
С.-Варфоломей достигает юношеского возраста. Его братья женятся, но он отказывается исполнить просьбу родителей и вступить в брак. Он желает стать монахом, однако по просьбе родителей откладывает исполнение своего намерения. С.-Варфоломей обещает отцу и матери не покидать мир до их смерти.
Родители святого постригаются в монахи и затем умирают. С.-Варфоломей оставил принадлежащее ему имущество младшему брату Петру. Он уговорил старшего брата Стефана, принявшего монашество, поселиться в пустынном месте в чаще леса.
С.-Варфоломей и Стефан вместе решают посвятить основанную им церковь Святой Троице. В этом решении проявляется духовное родство, единомыслие братьев. Но вскоре пути братьев расходятся: Стефан не выдерживает тягот уединенной жизни в лесу и уходит в московский Богоявленский монастырь. Младший же брат, С.-Варфоломей, остается. В «Житии» молодой возраст С.-Варфоломея контрастирует с душевной твердостью святого, большей, нежели у старшего брата Стефана. Достигнув немногим более двадцати лет, святой постригается в монахи, и ему дается имя Сергий. Принятию монашеского сана предшествовало изучение монашеских порядков, приготовление к новой, жизни: «Преподобный отец наш не принял ангельский образ до тех пор, пока не изучил все монастырские дела: и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам. И всегда, в любое время, с большим прилежанием и с желанием, и со слезами он молился Богу, дабы удостоиться принять ангельский образ и приобщиться к иноческой жизни». Оставшийся в лесном уединении С. побеждает похоть и другие страсти, укрощает страшного медведя, давая ему хлеб, вступает в борьбу с бесами. Борьба с бесами, стремящимися изгнать С. из леса, наполняет начальный период подвижничества С. Святость и твердость С. противопоставлены злому, вредоносному началу, заключенному в греховных страстях, воплощенному в диких зверях и'бесах. Повествование о встречах и борьбе С. с вредоносными силами разделено на три главных эпизода, подобно другим событиям его жизни. Это приход бесов с самим дьяволом в церковь перед заутреней; нападение бесов на С. в хижине святого, сопровождаемое угрозами и понуждением покинуть выбранное место; появление медведя, который, «как некий жестокий заимодавец», в течение года приходил к святому за куском хлеба.
Новый отрезок монашеской жизни С. открывает приход к нему монахов, желающих поселиться вместе со святым. С., молитвенный покой и безмолвие которого нарушают пришельцы, недоволен этим появлением и пытается их отговорить, но, испытав твердость их решения, С. дозволяет им остаться. Число этих монахов — «не больше двенадцати человек» — символично: С. и поселившиеся с ним монахи уподоблены Христу и апостолам.
Событие, означающее «начало» Троицкого монастыря и являющееся следствием прихода монахов к С., — избрание С. игуменом. Монахи трижды упрашивают С. стать настоятелем, и лишь на третий раз смиренный и любящий безмолвие и уединение С. вынужден согласиться. Троекратная просьба монахов С. принять настоятельство — новое свидетельство символического значения Святой Троицы в жизни святого. Три встречи С. со священниками предваряют пострижение в монахи, три просьбы монахов — поставление в игумены. Монашеская жизнь С. отмечена также тремя имеющими символический и провиденциальный смысл встречами. Священник Митрофан постригает С. в монашеский, сан, монахи побуждают С. принять настоятельство, игуменство, епископ Афанасий рукополагает С. в игумены.
Как игумен С. выступает в роли одновременно новатора и восстановителя старой монашеской традиции. Он получает послание от патриарха Константинопольского Филофея, который советует святому установить в монастыре общежительство. (Общежительство было впервые установлено на Руси святым Феодосием Печерским, игуменом Киево-Печерского монастыря, в начале 70-х гг. XI»Шв., но в последующие столетия эта традиция прервалась.) С. исполняет совет патриарха: «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец».
В общежительстве, учрежденном С., воплощается христианский общественный идеал связующей монахов любви, взаимных забот друг о друге. Общежительство предполагает также помощь мирянам: нищим, увечным, больным. С. наставляет подначальных ему монахов заботиться о ближних.
Установление общежительства — деяние, в котором воплотилось предназначение С. Это событие выражает торжество христианских ценностей братской любви и помощи, оно — главное свершение С.-игумена.
Торжество христианского начала, проявившееся в учреждении общежительства, вызывает последнюю в «Житии» попытку бесовских сил сокрушить добродетели С., победить его смирение. Испытанию подвергаются братская любовь и кротость святого. Дьявол разжигает в брате С. Стефане, который вернулся в Троицкий монастырь, вражду и зависть к С. Стефан говорит. одному из монахов, что он, старший брат, а не С. должен быть по праву игуменом Троицкой обители. С., услышавший слова Стефана, ничего не говорит брату и другим монахам. Он тайно уходит из монастыря и поселяется на реке Киржач, где основывает новую обитель. Упрошенный троицкими монахами, С. возвращается на игуменство в Троицкий монастырь. Он вновь побеждает дьявольские козни, сохраняет кротость, смирение, беззлобие. Чуждый властолюбию, С. не гневается на брата. Свобода от властолюбивых и честолюбивых страстей проявляется и в других поступках С. Митрополит Алексий перед смертью (1378) просит С. согласиться стать новым русским митрополитом, но святой твердо отказывается.
С. стремится утаить присущий ему дар чудотворения. Он говорит отцу воскрешенного им ребенка, что ребенок не был мертв, но лишь «от холода ослабел». С. строго воспрещает отцу рассказывать о совершенном воскрешении.
Кроткое смирение, свобода от гнева и жестокосердия проявляются в отношении С. к подначальным монахам. Тем, кто пренебрегает ночными келейными молитвами, С. тихо и мягко напоминает о нарушении правил. С. лишен и честолюбивых страстей. Самоуничижение троицкого игумена выражено в нескольких эпизодах «Жития». Некий земледелец, наслышанный о С., приходит в монастырь увидеть его. Монахи говорят этому поселянину, что С. копает землю в огороде. «Тот в большом нетерпении не дождался, но, приникнув к щели, увидел блаженного в бедной одежде, весьма рваной и залатанной, в поте лица трудящегося. Он никак не мог подумать, что это тот, кого он хочет увидеть, которого он ищет, и никак не верил, что это тот, о котором он слышал». Монахи еще дважды говорят земледельцу, что человек, трудящийся в огороде, — прославленный игумен. Но пришелец не верит им. С., узнав от монахов о приходе этого земледельца, «с великим смирением поклонился ему до земли, и с большой любовью по-христиански поцеловав его, и, благословив, весьма похвалил крестьянина, который так о нем подумал. Этот случай дает понять, сколь великое смирение внутри себя имел Сергий, ибо такого поселянина, невежду, который негодовал и гнушался им, святой сверх меры возлюбил: потому что насколько гордые почестям и похвалам радуются, настолько радуются смиренные своему бесчестию и осуждению. И не только поцеловал его, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, едой и питьем насладиться предлагая ему, с честью и любовью обходился с ним».
С. не сообщает крестьянину, кто он такой. Крестьянин убеждается в правоте слов монахов, только когда к монаху в старой, рваной одежде подходит некий князь, смиренно кланяясь до земли, и бедно одетый С. начинает с князем беседу.
Другой эпизод, функция которого — свидетельство о смирении С., рассказывает о том, как игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого.
С. достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Рассказ о приходе к С. крестьянина и фрагмент, повествующий о плотницкой работе С. у монаха Даниила, показывают другую черту С.— «трудничество», постоянное исполнение тяжелой работы.
Функция нескольких эпизодов «Жития» — свидетельство о прозорливости С. Монахи ропщут из-за недостатка хлеба в обители. С. просит их положиться на Бога и немного подождать. И почти сразу же некий богатый христианин присылает в монастырь удивительно сладкий хлеб, т, е. хлеб послан самим Господом.
Несколько событий в «Житии» свидетельствуют о С.-чудотворце: С. воскрешает умершего ребенка, исцеляет бесноватого вельможу и тяжело больного человека. Он выводит из земли водный источник. Три первых чуда соответствуют евангельским чудесам Христа, четвертое — чуду Моисея, совершенному в пустыне.
Мистический дар С. проявляется в чудесных видениях, посещающих святого. Три чудесных видения составляют отдельные эпизоды «Жития»: это видение ангела, служащего литургию в храме вместе с С., посещение С. Богоматерью, которая обещает С. заботиться об основанном им монастыре, явление огня, осеняющего алтарь во время литургии, которую служит С. Три чуда приходятся на период игуменства С., достигшего предназначенного ему свыше сана, они приоткрывают мистическую связь святого с небесным миром.
В нескольких эпизодах раскрывается общественное служение С. миру, людям и Руси: С. наказывает лихоимца, отнявшего борова у бедняка (борова съедают черви); благословляет князя Дмитрия Ивановича и предрекает ему победу над Мамаем на Куликовом поле; С. молится во время битвы и, обладая даром прозорливости, внутренним взором видит все происходящее на Куликовом поле.
Как наставник и прозорливец С. представлен накануне смерти. Он за шесть месяцев предвидит свою кончину и наставляет монахов Троицкой обители жить в любви и согласии. Предсказание святым дня своей кончины и наставление подначальных монахов — традиционные мотивы житийного жанра.
После смерти С. «распространилось благоухание великое и неизреченное от тела святого», а лицо его «было светлым, как снег, а не как обычно у умерших, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его». Эти чудеса исцеления больных у гроба С. удостоверяют его святость. «Житие» послужило основой для жизнеописаний основателя Троицкого монастыря, составленных в XIX — начале XX»Шв.: переложения «Жития», написанного иеромонахом Никоном (неоднократно изданного на протяжении XIX»Шв.), «Жизнеописания преподобного Сергия» (1909), созданного историком русской церкви Е. Е. Голубинским, и многих других популярных и научных биографических
Очерков, посвященных С. «Житие» — основной источник для историка Г. П. Федотова, создавшего портрет — духовную биографию С. в книге «Святые Древней Руси: X — XVII столетия» (Париж, 1931). Сведения «Жития» использованы в статьях богословов и философов П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, посвященных С. и его роли в истории русского монашества и святости. «Житие» было основным источником для художественной биографии-повести писателя Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (Париж, 1925) и др.