Пандавы
ПАНДАВЫ — главенствующие персонажи индийской эпопеи «Махабхарата» (сложилась к IV»Шв. до н.э. на основе сказаний, истоки которых восходят ко второй половине 2-го тысячелетия до н.э.): Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула и Сахадева. Племена бхаратов, известные еще по ведическим временам, враждовали с племенем тритсу. После длительной борьбы бхараты одержали победу и завладели землями тритсу на реке Джамна. Столицей бхаратов стал Хастинапур, располагавшийся там, где ныне стоит Дели. Там пра вила Лунная династия. Когда сменилось семь поколений, царь бхаратов женился на девушке из племени тритсу, и от этого брака у них родился сын, которого назвали Куру. Он основал Солнечно-Лунную династию, которая впоследствии разделилась на роды Каурава и Пандава. О распре между ними повествует «Великое сказание о бхаратах». Царь Панду умер, оставив пятерых малых сыновей, за которых стал править их дядя Дхритараштра из рода Куру. Дети обоих родов росли вместе, но скоро Пандавы стали превосходить Кауравов в воинском искусстве и доблести, и лучшим из них был Арджуна, отличавшийся меткостью в стрельбе из лука. Зависть Кауравов к Пандавам росла и обратилась в ненависть. В войне с соседним племенем совершили Пандавы много подвигов, и Дхритараштра назначил старшего из них, Юдхиштхиру, своим соправителем. Дурьодхана, старший сын Дхритараштры, движимый злобой и завистью, добился от отца изгнания Пандавов. Отправились братья вниз по Ганге и там, где ее воды сливаются с водами Джамны, построили дом. Кауравы пытались устроить поджог дома, но их замысел был разгадан, и Пандавы спаслись. Они нашли приют в стране панчалов, царь которой устраивал сваямвару, состязание богатырей, в котором его дочь Дра-упади должна была избрать себе мужа. Никто из них не смог натянуть лук, лишь Арджуна сумел это сделать, и Драупади стала женой всех пятерых братьев. Дхритараштра помирился с племянниками и отдал им половину. Успешно воевали Пандавы, приращивая царство, но росла безмерная зависть их соперников. Дурьодхана предложил Юдхиштхире сыграть в кости, и так захватил его азарт, что тот проиграл не только царство, но и братьев, и даже Драупади. Дурьодхана объявил Пандавов и Драупади своими рабами, лишил их царства и обрек на тринадцатилетнее изгнание с условием, что он вернет им царство, если тринадцатый год они проживут не узнанными. Дурьодхана, однако, вынудил Дхритараштру отказаться на тринадцатый год от обещания. Не осталось у Пандавов никакого выхода — только силой могли они вернуть себе царство. Началась жестокая, кровопролитная битва, длившаяся восемнадцать дней и завершившаяся победой Пандавов. Исходом битвы было то, что кроме Пандавов уцелели Кришна и его родственник Сатьяки. На трон в Хастинапуре взошел Юдхиштхира, правивший тридцать лет. Когда Пандавы узнали о смерти Кришны, они передали царство Парикшиту, внуку Арджуны, и отправились в Гималаи, а оттуда — в мир богов. Эта эпопея обрела общеиндийскую популярность, широко использовалась как источник сюжетов различными местными литературами и конфессиями, а также многими авторами, писавшими на санскрите. Материал «Махабхараты» разрабатывался и интерпретировался практически всеми национальными литературами, представляя собой важную составную часть общеиндийского литературного поля. Целиком переведена на английский язык, литературно изложена и частично переведена на русский язык.
Лит.: Sukthankar V.C. On the meaning of the Mahabharata. Bombay, 1957; Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970; Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.
Лит.: Sukthankar V.C. On the meaning of the Mahabharata. Bombay, 1957; Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970; Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.