Натан
НАТАН (нем. Nathan) — герой драматической поэмы Г.-Э.Лессинга «Натан Мудрый» (1779). Н. — богатый еврей, живущий в Иерусалиме во времена первых крестовых походов. Прототипом для Лессинга послужил его берлинский друг Моисей Мендельсон. Н. уже немолод, много пережил, но страдания и житейские невзгоды не ожесточили его, напротив — научили мудрости и терпимости. Живя среди мусульман (у Лессинга они названы сарацинами), встречаясь с христианами, Н. судит людей не по вероисповеданию, а по человеческим качествам. Он снисходителен к религиозной нетерпимости молодого храмовника, не желающего поддерживать с ним отношения. Когда-то давно Н. спас девочку-христианку и воспитывал ее как приемную дочь, зная, что за это его могут наказать самым жестоким образом. Н. убежден, что и еврей, и христианин, и фанатичный дервиш, стремящийся к берегам священного Ганга, — каждый из них прежде всего человек. Этим убеждением Н. руководствуется во всех жизненных перипетиях. Именно в уста Н. вложена знаменитая притча о трех кольцах, изложенная Боккаччо в новелле из «Декамерона» — «Еврей Мельхиседек рассказом о трех перстнях устраняет большую опасность, уготованную ему Саладином». Н. тоже устраняет нависшую над ним опасность, но делает это не столько ради себя, сколько ради других. Султан Саладин считает, что, как и все евреи, Н. стяжатель. Мудрому Н. рассказ о трех кольцах помогает рассеять предубеждение Са-ладина: жил отец троих сыновей и каждому, умирая, вручил по кольцу, и каждый считал, что именно его кольцо волшебное, а братья — обманщики; после ссор и споров братья обращаются к судье, и тот советует им считать собственное кольцо заветным и приумножать добрые свойства талисмана праведной жизнью. Под кольцами Н. подразумевает различные религии, считая, что не они в конечном счете определяют, кто плох и кто хорош, а добрые дела, «благодетельная ко всем любовь». Саладин признает мудрость Н. и своей властью прекращает его преследование. Центральная часть драматической поэмы Лессинга посвящена конфликту Н. с патриархом, который требует казни Н. за то, что тот воспитал христианского ребенка как родную дочь. Начинается следствие, во время которого выясняется, что волею обстоятельств Н. спас и воспитал племянницу султана Саладина, дочь его брата, принявшего христианство. Образ Н. выражает идею прощения, в которой Лессинг усматривал высшее проявление мудрости и силы. «Натан Мудрый» был поставлен на сцене театра в Веймаре по инициативе и под руководством Гете (1801). В историю театра Германии вошел спектакль 1945 г., когда после перерыва вновь открылся в Берлине «Дойчес-театер», в роли Н. выступил старейший немецкий актер, работавший с М.Рейнхардтом, — Пауль Вегенер. В послевоенной Германии этот спектакль имел символическое значение, звучал призывом к терпимости и миролюбию.