Наталья Петровна
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА — героиня комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Н.П.Ислаева — молодая хозяйка «дворянского гнезда» — является соперницей юной воспитанницы Верочки в любви к молодому учителю Беляеву. Дама из хорошего общества, она преступно и трагично влюблена в разночинца. Человек нравственных принципов, она, поддаваясь любовной страсти, совершает безнравственный поступок: эгоистично разрушает чувства Верочки к Беляеву. Н.П.— образ сложного социально-психологического «состава». Это знак целой культурной эпохи, стиля жизни, выражение красоты дворянского быта и драматизма конкретной судьбы. Тургенев всматривается в душевные брожения героини, переживающей любовный кризис. Увлечение учителем сына разрушает привычную гармонию существования. С ветром, которого жаждет Н.П. и которому открыто подставляет лицо (символизирующим функцию Беляева в пьесе), в дом Ислаевых врывается страшный, еще не знакомый диссонанс отношений. Тургенев выстраивает сложный внутренний конфликт героини. Она, как и Ракитин, рефлекси-рует, способна трезво оценить свое положение: жизнь, «закованная в корсет», плетение кружев в душной комнате,— и потому новое чувство — это глоток свежего воздуха в душный день. Поведение Н.П.— это бунт против себя, правил, устоявшегося течения жизни. Новое чувство манит Н.П. как стихия свободы, раскрепощения. Ее любовь — это тоска по сильному, естественному чувству, открытие всепоглощающей, невостребованной страсти в себе, стремление к полноте, насыщенности переживаний. В порыве счастья она бежит на луг пускать змея, глаза ее будут блестеть: Ракитин никогда не видел такой Н.П., а мы неожидание узнаем в ней Верочку. Н.П. испугана, ей незнакомы эти ощущения («кажется, я схожу с ума»), она совершает такие нравственные просчеты, что теряет уважение к себе («комедия, которую я разыграла с Верой, меня возмутила»). Но при всем том любовь к Беляеву — не просто влюбленность в молодого мужчину (в пародийном плане эта сюжетная ситуация отзовется в «Лесе» Островского: Гурмыжская — Аксюша — Буланов). Тургенев всячески подчеркивает, что учитель — обыкновенный молодой человек, не герой, обаяние и сила его в другом. С ним Н.П. открывает в жизни новые для себя ценности: простоту, свободу и т.д. Однако, как и в Ракитине, в Н.П. есть некая «типологическая» ущербность. Не знавшая радости детства и молодости, зараженная особым вирусом законов общества, она никогда не обретет гармонию в «другом» пространстве (психологическом и социальном). В ее изломанной душе любовь все равно оборачивается болезнью (в пьесе постоянно говорят, что Н.П. нездорова). Конфликт характера складывается из двух разнонаправленных жизненных и психологических установок. Очевидно, что Н.П. никогда не выйдет за пределы «культурной нормы» (отношения с Беляевым — бесперспективны). С другой стороны, потеря любви равносильна для нее смерти («но для чего же жить потом?»). Оттого в финале Н.П.— это неживая, опустошенная душа. Наиболее известные исполнительницы роли: М.Г.Савина (1903), М.Н.Ермолова (1900), О.Л.Книппер-Чехова (1909).