Мономах Владимир Всеволодович
Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125)— внук Ярослава Мудрого, князь черниговский, переяславский, а с 1113 г. — великий киевский князь; автор и герой «Поучения».
В. М. начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.
Рассказ В. М. о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.
Основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, В. М. замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. — автор создает образ В. М. — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова
(кон. XII»Шв.)
Владимир Мономах (1053—19.05.1125) — сын киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха. Автор вспоминает о нем, рассказывая о событиях, в которых участвовал В. М. Как и другой герой «Слова», Олег Святославич (Гориславич), был внуком князя Ярослава Мудрого, о котором также упоминает Автор произведения. Эти внуки представляют два полюса в политике Руси. В. М., славно-закончивший свою жизнь на киевском столе, вошел в историю как противник междоусобиц, как князь-объединитель, и закрепившееся за ним прозвище символизирует именно эту политическую линию, возводя ее к византийским истокам, к императорской фамилии. Олег Гориславич, напротив, князь — разоритель Руси, амбициозный, талантливый, но несчастливый человек и политик, вечный союзник половцев, тоже лично связанный с Византией, но еще и узами пленника, отсидевшего несколько лет в заключении на острове Родосе.
Автор «Слова» очень мало внимания уделяет образу В. М., к удивлению многих исследователей, особенно историков, нередко рассматривающих «Слово» лишь как поэтическую иллюстрацию исторических событий. Роль князя-объединителя в «Слове» отдана киевскому великому князю Святославу III.
В. М. практически не действует в «Слове», но само противопоставление В. М. Олегу Гориславичу является позитивной оценкой его политики. Автор считает В. М. предусмотрительным политиком и военачальником, который загодя (видимо, от соглядатаев) узнает о намерении Олега Гориславича отобрать у него Чернигов и принимает меры предосторожности. Общее доброе отношение Автора к В. М. утверждается тем, что о нем в поэме не сказано ни одного осуждающего или критического слова.
В. М. начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.
Рассказ В. М. о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.
Основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, В. М. замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. — автор создает образ В. М. — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова
(кон. XII»Шв.)
Владимир Мономах (1053—19.05.1125) — сын киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха. Автор вспоминает о нем, рассказывая о событиях, в которых участвовал В. М. Как и другой герой «Слова», Олег Святославич (Гориславич), был внуком князя Ярослава Мудрого, о котором также упоминает Автор произведения. Эти внуки представляют два полюса в политике Руси. В. М., славно-закончивший свою жизнь на киевском столе, вошел в историю как противник междоусобиц, как князь-объединитель, и закрепившееся за ним прозвище символизирует именно эту политическую линию, возводя ее к византийским истокам, к императорской фамилии. Олег Гориславич, напротив, князь — разоритель Руси, амбициозный, талантливый, но несчастливый человек и политик, вечный союзник половцев, тоже лично связанный с Византией, но еще и узами пленника, отсидевшего несколько лет в заключении на острове Родосе.
Автор «Слова» очень мало внимания уделяет образу В. М., к удивлению многих исследователей, особенно историков, нередко рассматривающих «Слово» лишь как поэтическую иллюстрацию исторических событий. Роль князя-объединителя в «Слове» отдана киевскому великому князю Святославу III.
В. М. практически не действует в «Слове», но само противопоставление В. М. Олегу Гориславичу является позитивной оценкой его политики. Автор считает В. М. предусмотрительным политиком и военачальником, который загодя (видимо, от соглядатаев) узнает о намерении Олега Гориславича отобрать у него Чернигов и принимает меры предосторожности. Общее доброе отношение Автора к В. М. утверждается тем, что о нем в поэме не сказано ни одного осуждающего или критического слова.