Медард
МЕДАРД (нем. Medardus) — герой романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсир сатаны» (1815-1816). М. принадлежит к проклятому небом роду, начало которому положила связь талантливого и честолюбивого художника Франческо из Генуи с посланницей дьявола, обернувшейся образом»Шв. Розалии. Рождение М. омрачено смертью отца, потомка грешного художника, отпрыска рода, запятнанного инцестами, самого преступника и убийцы. М. чувствует родовое проклятие, пытается подавить игру страстей и пагубные вожделения, но вопреки всему идет от преступления к преступлению. Гофмана интересует генеалогия зла. История М. противопоставлена традиционному пути героя «романа воспитания». Воспитанный в благочестии, в обители Святой липы, М. избирает путь служения богу. После окончания духовной семинарии становится монахом, обнаруживая талант проповедника, умение подчинять себе слушателей. Когда однажды из-за болезни красноречие изменяет ему, он решает испробовать на себе действие таинственного напитка, хранящегося среди реликвий монастыря, по преданию, дьявольского эликсира, которым Сатана искушал святого Антония. Вдохновение возвращается к нему, но его мятежной натуре тесен монастырь, он рвется в мир. В герое пробуждаются темные инстинкты, бурлит дурная наследственная кровь, он одержим жаждой власти над людьми, втягивается в авантюры, сходит с ума от безответной любви, готов обманом овладеть боготворимой девушкой. В М. будто уживаются два человека: один — поэтически чувствующий, одухотворенный, другой — склонный к тяжким преступлениям, терзаемый запретными страстями, одержимый жаждой убийства, слуга дьявола. Гофман наделил М. таинственным двойником, который неотступно следует за героем. М. — один из тех персонажей романтической литературы, которые избрали зло, отрицая существующее мироустройство; один из демонических персонажей, преступник и искупительная жертва. В финале М. раскаивается в преступлениях и умирает приобщенным к небесной благодати. Его далекий предок, художник Франческо, наказанный за грехи бессмертием, как Агасфер, вечный скиталец, как Мельмот, покидает землю. Судьба трактуется в романе как искупление своих и чужих преступных деяний, как пример победы над дьявольскими силами.
Лит.: Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Левинтон А.Г. Роман Э.Т.А.Гофмана «Эликсир сатаны» // Гофман Э.Т.А. Эликсир сатаны. СПб., 1993.
Лит.: Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Левинтон А.Г. Роман Э.Т.А.Гофмана «Эликсир сатаны» // Гофман Э.Т.А. Эликсир сатаны. СПб., 1993.