Куаньяр
КУАНЬЯР (фр. Jerome Coignard) — герой философских повестей А.Франса «Харчевня королевы Гусиные Лапы» (1892), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) и «Рассказы Жана Турнеброша» (1908). Действие куаньяровского цикла происходит в XVIII веке. Перед нами колоритные деятели дореволюционной Франции: откупщик барон де ла Геритад, разбогатевший на ограблении народа; алхимик-маньяк барон д’Астарак — каб-балист и маг; воин-забулдыга д’Анктиль; пьяница и гуляка монах Ангел и др. Сам К. ведет себя в жизни далеко не безупречно: он не только любит выпить, но может и украсть у д’Астарака алмазы (оказавшиеся поддельными); ему ничего не стоит разбить бутылку о голову своего противника де ла Геритада. Вместе с тем в К. сочетается раблезианская жажда жизни, простодушие с острым умом и энциклопедической ученостью. Но при всей яркости образа аббата К. все же главное в нем — это размышления о морали, праве, науке, религии, политике. Изложенные в традициях Монтеня и Вольтера, они по глубине зачастую превосходят суждения этих мыслителей. Просветительские идеи К. особого рода, ему вряд ли бы пришлись по вкусу взгляды, например, Руссо; он не подписал бы Декларацию прав человека и гражданина. «В беседах аббата Куаньяра,— пишет А.Франс,— мы видим пророческое презрение к великим принципам нашей Революции и к демократическим правам, именем которых мы вот уже сто лет, прибегая к всевозможным насилиям и захватам, создаем пеструю вереницу рожденных мятежами правительств». Итогом размышлений К. стали слова: «И семена добра, разбросанные в мире, посеяны чувством. Разум не способен сеять». Поэтому не случайно литературный критик, современник А.Франса, Ж.Леметр определил произведения о К. как самый полный молитвенник скептицизма со времен Монтеня.
Лит.: Lemaitre J. Les Contemporains. 2-me serie. P., 1902; Suflel J. Anatole France. P., 1946; Фрид Я. Анатоль Франс и его время. М., 1975.
Лит.: Lemaitre J. Les Contemporains. 2-me serie. P., 1902; Suflel J. Anatole France. P., 1946; Фрид Я. Анатоль Франс и его время. М., 1975.