Король Артур
КОРОЛЬ АРТУР (фр. le roi Arthur; лат. Artorius; кельт. Artos — медведь) — сквозной персонаж, объединяющий в один цикл средневековые рыцарские романы на т.н. бретонскую тему, иначе — романы о рыцарях Круглого Стола или о рыцарях К.А. В действительности — либо король бриттов, либо предводитель отряда вольных стрелков, находившихся на службе у бриттских королей. Жил в конце V — начале VI вв., успешно отражал нашествия завоевателей. Формируясь постепенно в произведениях разных жанров, образ К.А. впервые достигает своей художественной завершенности в романах Кретьена де Труа («Эрек и Энида» (1170), «Ивейн, или Рыцарь со Львом» (между 1176-1181), «Ланселот» (между 1176-1181), «Клижес» (1176) и «Пер-севаль» (1191)). В дальнейшем К.А. присутствует во всех средневековых романах, где речь идет о приключениях рыцарей Круглого Стола. К.А.— скорее символическая фигура, нежели активно действующий герой. Его значительность определяется тем, что он стоит во главе рыцарского универсума, будучи идеальным правителем особого утопического государства, которое представляет собой братство рыцарей. Законы этого государства служат мерилом нравственности и куртуазное™, а сам К.А. является квинтэссенцией их. К.А. покровительствует тому, кто стремится стать подлинным рыцарем, независимо от происхождения: личная доблесть, отвага, благородство, куртуазность и другие добродетели обеспечивают любому место за Круглым Столом, где все, в том числе и сам Король, находятся на равном расстоянии от центра. К.А. чаще всего изображается во главе пиров при его дворе, которые символизируют единение рыцарского братства и вдохновляют рыцарей на новые приключения и подвиги. К.А. также — гарант справедливости и торжества добра над злом. Он выступает третейским судией на судебных поединках и присутствует на Судах Божиих, как в случае с Изольдой. Внешность К.А. весьма патриархальна: это величавый старец двухсот лет отроду, с курчавой седой бородой и благородным лицом. К.А. остается достаточно пассивным даже тогда, когда его жена, королева Ганьевра, похищена злым волшебником Мелеагантом (на поиски ее в первую очередь бросаются рыцари Круглого Стола) и становится предметом пылкой любви Ланселота, а К.А. может оказаться в положении короля Марка, обманутого Тристаном и Изольдой. В романах, посвященных поискам Святого Грааля, в образе К.А. подчеркивается то, что он — светский правитель, противопоставленный вместе со своими рыцарями хранителю Грааля Королю Рыболову, в чьем замке царят чисто христианские добродетели. В зрелое и позднее средневековье в артури-ане активно разрабатывается древняя легенда о смерти К.А., что тесно связано с забвением рыцарских идеалов. К.А. умирает (засыпает, смертельно заболевает) и оказывается на острове Авалон. Перед этим его знаменитый меч Эскалибур тонет в озере. Итогом развития сказаний о К.А. стали обширные произведения, рассказывающие о начале, расцвете и конце артуровского королевства. Наиболее знамениты — французский анонимный «Ланселот-Грааль» или «Вульгата» (ок. 1230) и «Смерть Артура» англичанина Томаса Мэлори (1485).
Лит.: Faral E. La legende Arthurienne, etudes et documents. Paris, 1929; Loomis R.S. The development of arthurian romance. London, 1963; Мортон А. Apry-ровский цикл и развитие феодального общества // Мэлори Т. Смерть Артура. М, 1974. С. 768-777; Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976. С. 115-118,277-280.
Лит.: Faral E. La legende Arthurienne, etudes et documents. Paris, 1929; Loomis R.S. The development of arthurian romance. London, 1963; Мортон А. Apry-ровский цикл и развитие феодального общества // Мэлори Т. Смерть Артура. М, 1974. С. 768-777; Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976. С. 115-118,277-280.