Карл Великий
КАРЛ ВЕЛИКИЙ (фр. Charlemagne, лат. Carolus Magnus).-1) Герой «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхарда (между 817-821 гг.). Карл Великий (742-814) — внук Карла Мартелла, основателя династии Каролингов, король франков с 768 г., римский император с 800 г. В биографии Эйнхарда, сочинении панегирического характера, К.В., идеализируемый автором, предстает как безупречный правитель, являющий образец для подражания потомкам. Образ, созданный Эйнхардом во многом вопреки историческим фактам, лег в основу последующей легенды о К.В., создаваемой также и устной традицией.
Лит.: Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе. М., 1995.
2) Герой многих поэм (т.н. шансон де жест — песня о деяниях) французского эпоса, которые складываются в IX-XII вв. и начинают записываться с XII»Шв. Образ К.В. присутствует в первую очередь в поэмах королевского цикла, объединяя их и воплощая в себе защитника «милой Франции» от внешних врагов, оплот против своеволия и жестокости феодалов. Он также идеальный монарх, который всегда справедлив, мудр, терпелив, суров, когда это необходимо; он — «патриарх», характеризуемый эпитетом «седобородый», при котором во Франции царил «золотой век». Кроме того, К.В.— непобедимый военачальник, способный одолеть любого врага, покорить многие народы и разбить нехристей-сарацинов. Во всех его начинаниях ему покровительствует Бог. Каждая из поэм разрабатывает образ К.В. более подробно, выделяя в его личности различные черты. Есть такие, где он активно вмешивается в события, например, победоносно воюет с саксами («Саксы» Жана Боделя, ок. 1200 г.), или же, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается там, завоевывает любовь дочери сарацинского короля, возвращается во Францию и, одолев тех, кто его предал, коронуется («Майнет», XII»Шв.). Есть произведения, где он «уступает первые роли» своим рыцарям; однако и в них его образ чрезвычайно значителен в общей художественной структуре поэм. Наиболее знаменитой из поэм такого рода является «Песнь о Роланде» (XII»Шв.). Здесь образ К.В. неоднозначен, хотя и наделен каноническими чертами. В начале поэмы он — идеальный правитель и полководец. Он также воплощает дух крестовых походов, силой внедряя христианство среди язычников. Его действиями руководит архангел Гавриил; подобно Иисусу Навину, он останавливает солнце, чтобы успеть покарать язычников. Однако в дальнейшем проступает его бессилие перед судьбой. Предчувствуя неминуемую гибель любимого племянника Роланда, К.В. не может ее предотвратить. Он лишь рыдает и в печали рвет бороду седую. Кроме того, его власть не настолько могущественна, чтобы он мог без суда вынести приговор очевидному для него и для авторов песни предателю Ганелону. В ином, комическом, ключе изображен К.В. в эпической поэме «Паломничество К.В.» (XII»Шв.). Он похваляется тем, что никому на свете корона не идет так, как ему, и предстает вздорным императором, окруженным спесивыми и задиристыми пэрами. К.В. явно уступает императору Константинополя Гугону и в обходительности, и в богатстве. От окончательного позора его спасает только то, что ему помогает Бог. Вассалы К.В. оказываются в состоянии исполнить все фантастические и нелепые угрозы, произнесенные в адрес Гугона. Подобная трактовка образа К.В. является типологически переходным звеном от его серьезной эпической ипостаси к бурлескной, представленной в итальянских рыцарских поэмах XV-XVI вв. (у Пульчи, Боярдо и Ариосто).
Лит.: Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. М.; Л., 1934. С.7-98; Смирнов А.А. Народная поэзия и ее отражение в письменных памятниках // История французской литературы. М.; Л., 1946. С. 31-32, 37-51; Menendes Pidal, R. «La Chanson de Roland» et la tradition epique des francs». P., 1960.
Лит.: Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе. М., 1995.
2) Герой многих поэм (т.н. шансон де жест — песня о деяниях) французского эпоса, которые складываются в IX-XII вв. и начинают записываться с XII»Шв. Образ К.В. присутствует в первую очередь в поэмах королевского цикла, объединяя их и воплощая в себе защитника «милой Франции» от внешних врагов, оплот против своеволия и жестокости феодалов. Он также идеальный монарх, который всегда справедлив, мудр, терпелив, суров, когда это необходимо; он — «патриарх», характеризуемый эпитетом «седобородый», при котором во Франции царил «золотой век». Кроме того, К.В.— непобедимый военачальник, способный одолеть любого врага, покорить многие народы и разбить нехристей-сарацинов. Во всех его начинаниях ему покровительствует Бог. Каждая из поэм разрабатывает образ К.В. более подробно, выделяя в его личности различные черты. Есть такие, где он активно вмешивается в события, например, победоносно воюет с саксами («Саксы» Жана Боделя, ок. 1200 г.), или же, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается там, завоевывает любовь дочери сарацинского короля, возвращается во Францию и, одолев тех, кто его предал, коронуется («Майнет», XII»Шв.). Есть произведения, где он «уступает первые роли» своим рыцарям; однако и в них его образ чрезвычайно значителен в общей художественной структуре поэм. Наиболее знаменитой из поэм такого рода является «Песнь о Роланде» (XII»Шв.). Здесь образ К.В. неоднозначен, хотя и наделен каноническими чертами. В начале поэмы он — идеальный правитель и полководец. Он также воплощает дух крестовых походов, силой внедряя христианство среди язычников. Его действиями руководит архангел Гавриил; подобно Иисусу Навину, он останавливает солнце, чтобы успеть покарать язычников. Однако в дальнейшем проступает его бессилие перед судьбой. Предчувствуя неминуемую гибель любимого племянника Роланда, К.В. не может ее предотвратить. Он лишь рыдает и в печали рвет бороду седую. Кроме того, его власть не настолько могущественна, чтобы он мог без суда вынести приговор очевидному для него и для авторов песни предателю Ганелону. В ином, комическом, ключе изображен К.В. в эпической поэме «Паломничество К.В.» (XII»Шв.). Он похваляется тем, что никому на свете корона не идет так, как ему, и предстает вздорным императором, окруженным спесивыми и задиристыми пэрами. К.В. явно уступает императору Константинополя Гугону и в обходительности, и в богатстве. От окончательного позора его спасает только то, что ему помогает Бог. Вассалы К.В. оказываются в состоянии исполнить все фантастические и нелепые угрозы, произнесенные в адрес Гугона. Подобная трактовка образа К.В. является типологически переходным звеном от его серьезной эпической ипостаси к бурлескной, представленной в итальянских рыцарских поэмах XV-XVI вв. (у Пульчи, Боярдо и Ариосто).
Лит.: Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. М.; Л., 1934. С.7-98; Смирнов А.А. Народная поэзия и ее отражение в письменных памятниках // История французской литературы. М.; Л., 1946. С. 31-32, 37-51; Menendes Pidal, R. «La Chanson de Roland» et la tradition epique des francs». P., 1960.