Любовь Яровая
ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ — героиня пьесы К.А.Тренева «Любовь Яровая» (1926). Молодая учительница, поверившая в дело революции, трагически переживающая предательство ставшего белогвардейцем мужа и порвавшая со своей любовью, с прошлым ради будущего. В советском театроведении подробно проанализирован путь Л.Я. — от «сочувствия революции» до понимания своего места в ней, от «темной, трусливой мещанки» до вдохновительницы масс на беспощадную борьбу с контрреволюцией. Традиционный «семейный конфликт» в пьесе из личного и частного перерастает в непримиримое противостояние двух социальных лагерей. Яростное пламя «смертельной ненависти» к белому движению сжигает Л.Я. Высказывания ее определенны и жестоки: «Новый мир кровью покупается». Л.Я. и ее муж Михаил стали врагами, столкнувшись «на одной дороге». Л.Я. раскрывает обман Ярового, переодевшегося в чужое платье и почти спасшегося от рук большевиков. Она, согласно ремарке, «быстро успокаивается» после того, как горячо любимого мужа уводят на расстрел, и самоуважительно отвечает комиссару Кошкину: «Нет, я только с нынешнего дня верный товарищ». В ее душе преодолено все человеческое, позорный поступок расценивается как героический. В образном контексте пьесы прямолинейность, монументальность Л.Я. резко контрастирует с балаганностью многих персонажей (например, матрос Швандя, Дунька) и психологически тонко разработанным образом загадочной машинистки Пановой. Первая исполнительница роли Л.Я.— В.Н.Пашенная (Малый театр, 1926).
Лит.: Вишневская И.Л. «Разрешается к представлению…» // Парадокс о драме. М., 1993.
Лит.: Вишневская И.Л. «Разрешается к представлению…» // Парадокс о драме. М., 1993.