Жорж Де Жермани
ЖОРЖ ДЕ ЖЕРМАНИ (франц. Goige de Germanie) — герой мелодрамы В.Дюканжа и М.Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1827). В отличие от большинства авторов французских мелодрам начала XIX века, оперировавших персонажами-масками и клишированными ситуациями, Дюканж в своей пьесе создает условия для психологического раскрытия характера главного героя. Действие трехактной пьесы продолжается тридцать лет, герой проходит путь от юности до старости, от богатства до крайней нищеты, от зарождающейся страсти к игре до самых глубин порока и преступления. Задав таким образом правила игры (действие пьесы начинается в 1790 году и заканчивается в 1820 году), драматург дает возможность проследить внешнюю и внутреннюю трансформацию героя, меняющегося под влиянием времени и социальных обстоятельств. В первом акте перед нами юный жених, проигрывающий деньги, данные ему на покупку фермуара и серег для невесты и пытающийся поправить дело с помощью воровства. Во втором акте Ж. де Ж. — муж и отец, разоряющий свою семью у игорного стола и уже вступивший на стезю кровавых преступлений. В третьем акте — несчастный нищий, «бедный, бледный, постаревший более от несчастий, нежели от лет». По словам автора, «в чертах его — отчаяние и покушение на злодейство». Доведенный до крайней нищеты, Ж. де Ж. убивает богатого путешественника и едва не становится убийцей собственного сына. В финале пьесы он умирает от удара молнии со словами: «О, любезный сын мой, беги от игры… она родит все преступления». При всей своей откровенной назидательности мелодрама В.Дюканжа и М.Дино затрагивала одну из наиболее важных и художественно плодотворных тем своего века, давая интереснейший материал для последующих актерских воплощений. Первая постановка пьесы состоялась в театре «Порт Сен-Мартен» с двадцатисемилетним Фредериком-Леметром в заглавной роли. «Слушая мелодраму Дюканжа, преображенную гением Фредерика, я понял, что истинная трагедия находится на бульварах…» — писал о спектакле Ф.Пиа. На русской сцене Ж. де Ж. с успехом играли П.С.Мочалов (1829) и В.А.Каратыгин (1828). Игра Мочалова в роли Ж. де Ж. вдохновляла М.Ю.Лермонтова в пору работы над образом Арбенина в драме «Маскарад».