Дантон
ДАНТОН (нем. Danton, фр. Danton) —
1) герой драмы Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835). Исторический прототип — деятель Великой французской революции Жорж Жак Д. (1759-1794), один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию Бурбонов. Образ Д. создан Бюхнером на основании изучения документальных материалов, однако герой драмы отличается от исторического прототипа: он прежде всего жертва, человек, который попал под колеса истории. Гедонизм Д., его ерничество и эпикурейство призваны скрыть обреченность. Он знает, что «ввязался в Историю», а она беспощадна. Для Д. и его соратников революция — жестокая игра неведомых сил с людьми, а для его оппонента Робеспьера — миссия, поэтому Д. и Робеспьер никогда не поймут друг друга и неизбежно второй отправит на гильотину первого. Романтическая притча, использованная в пересказе Тика, проясняет отношения Д. к жизни, к революции, к истории, к своему деянию, к своей судьбе: «…вечно смеются бессмертные боги, и вечно умирают рабы, и вечно наслаждаются боги переливами их предсмертных судорог…» Такова квинтэссенция жизненной философии Д. У Бюхнера он погибает под ножом гильотины волею судьбы, игрушкой в руках которой является. Потому-то Д. не стремится оправдаться, когда понимает, что приговорен, он ожидал такого исхода с самого начала, и гибель в 35 лет не представляется ему чем-то из ряда вон выходящим. Робеспьер считает, что Д. обречен погибнуть и должен быть казнен по законам революции, а Д. убежден, что умирает куклой в руках Истории, как «марионетка, подвешенная на веревках неведомых сил».
Подобно другим пьесам Бюхнера, «Смерть Дантона» была поставлена только в XX веке. Одним из наиболее ярких исполнителей роли стал Моисеи, игравший в постановке М.Рейнхардта(1916).
Лит.: Honigmann G. Die sozialen und politischen Ideen im Weltbild Gcorg Biichners. Giessen, 1929; Дживелегов А.К. Вступительная статья… // Бюхиер Г. Сочинения. М., 1935; Карельский А.В. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.
2) Герой драмы Р.Роллана «Дантон» (1900) из цикла «Драмы революции». Романовский Д. значительно ближе к своему историческому прототипу, чем герой Бюхнера. В списке действующих лиц он обозначен как «Гаргантюа в шекспировском вкусе, жизнерадостный и могучий. Голова, как у дога, голос, как у быка. Атлет-сангвиник». Во всех ситуациях Д. ведет себя согласно своей характеристике, он не мирится с обвинениями Робеспьера, гордо заявляя на суде, что его имя сохранится в памяти потомков. Д. не старается казаться лучше, не лицемерит, он может проводить время в развлечениях, изменять жене, непристойно ругаться, но он сознает, что выполняет свою историческую миссию и что он этой миссии достоин. Любимец народа, великолепный оратор, умеющий зажигать толпу, Д., смеясь, отвергает обвинения в заговоре, понимая тем не менее, что раз заведенная кровавая машина остановиться не может. Народ на суде за Д., но народное мнение изменчиво. Когда становится известно, что в порт прибывает караван судов с мукой и топливом, в зале суда поднимается «невероятный шум» и народ спешит к выходу. Критикой отмечено сходство этого эпизода со сценой из «Бранда» Ибсена, где народ также забывает о своем кумире и устремляется к морю, за сельдью. На сцене роллановская пьеса появлялась значительно реже, чем драма Бюхнера.
Лит.: Мотылева Т.Л. Роллан //История западноевропейского театра. М., 1970. Т. 5.
1) герой драмы Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835). Исторический прототип — деятель Великой французской революции Жорж Жак Д. (1759-1794), один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию Бурбонов. Образ Д. создан Бюхнером на основании изучения документальных материалов, однако герой драмы отличается от исторического прототипа: он прежде всего жертва, человек, который попал под колеса истории. Гедонизм Д., его ерничество и эпикурейство призваны скрыть обреченность. Он знает, что «ввязался в Историю», а она беспощадна. Для Д. и его соратников революция — жестокая игра неведомых сил с людьми, а для его оппонента Робеспьера — миссия, поэтому Д. и Робеспьер никогда не поймут друг друга и неизбежно второй отправит на гильотину первого. Романтическая притча, использованная в пересказе Тика, проясняет отношения Д. к жизни, к революции, к истории, к своему деянию, к своей судьбе: «…вечно смеются бессмертные боги, и вечно умирают рабы, и вечно наслаждаются боги переливами их предсмертных судорог…» Такова квинтэссенция жизненной философии Д. У Бюхнера он погибает под ножом гильотины волею судьбы, игрушкой в руках которой является. Потому-то Д. не стремится оправдаться, когда понимает, что приговорен, он ожидал такого исхода с самого начала, и гибель в 35 лет не представляется ему чем-то из ряда вон выходящим. Робеспьер считает, что Д. обречен погибнуть и должен быть казнен по законам революции, а Д. убежден, что умирает куклой в руках Истории, как «марионетка, подвешенная на веревках неведомых сил».
Подобно другим пьесам Бюхнера, «Смерть Дантона» была поставлена только в XX веке. Одним из наиболее ярких исполнителей роли стал Моисеи, игравший в постановке М.Рейнхардта(1916).
Лит.: Honigmann G. Die sozialen und politischen Ideen im Weltbild Gcorg Biichners. Giessen, 1929; Дживелегов А.К. Вступительная статья… // Бюхиер Г. Сочинения. М., 1935; Карельский А.В. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.
2) Герой драмы Р.Роллана «Дантон» (1900) из цикла «Драмы революции». Романовский Д. значительно ближе к своему историческому прототипу, чем герой Бюхнера. В списке действующих лиц он обозначен как «Гаргантюа в шекспировском вкусе, жизнерадостный и могучий. Голова, как у дога, голос, как у быка. Атлет-сангвиник». Во всех ситуациях Д. ведет себя согласно своей характеристике, он не мирится с обвинениями Робеспьера, гордо заявляя на суде, что его имя сохранится в памяти потомков. Д. не старается казаться лучше, не лицемерит, он может проводить время в развлечениях, изменять жене, непристойно ругаться, но он сознает, что выполняет свою историческую миссию и что он этой миссии достоин. Любимец народа, великолепный оратор, умеющий зажигать толпу, Д., смеясь, отвергает обвинения в заговоре, понимая тем не менее, что раз заведенная кровавая машина остановиться не может. Народ на суде за Д., но народное мнение изменчиво. Когда становится известно, что в порт прибывает караван судов с мукой и топливом, в зале суда поднимается «невероятный шум» и народ спешит к выходу. Критикой отмечено сходство этого эпизода со сценой из «Бранда» Ибсена, где народ также забывает о своем кумире и устремляется к морю, за сельдью. На сцене роллановская пьеса появлялась значительно реже, чем драма Бюхнера.
Лит.: Мотылева Т.Л. Роллан //История западноевропейского театра. М., 1970. Т. 5.