Ганс Шнир
ГАНС ШНИР (нем. Hans Schnier) — герой романа Г.Бёлля «Глазами клоуна» (1963). Роман Бёлля можно назвать исповедью. Повествование в нем ведется от первого лица, и все события показаны сквозь призму сознания героя, «глазами клоуна». Сама его профессия экзотична и загадочна: никто не знает жизненной природы клоуна. Белль специально использует контраст между шутовским предназначением героя и его трагическим мировосприятием. Г.Ш. считает себя клоуном по призванию, он с детства выбрал эту профессию. Отец, богатый промышленник, и мать, ханжа, выступавшая во время войны за борьбу с «жи-довствующими янки», а после войны ставшая главой комитета по примирению расовых противоречий, воспринимают решение сына стать клоуном как вызов отбившегося от стада подростка. И они не так уж не правы. Г.Ш. — человек с трагически надломленной душой — бросает вызов послевоенной реальности, в которой так неуютно жить.
Г.Ш.— самый нормальный человек в романе, мыслящий и любящий, но из всех воспоминаний детства в его памяти остаются не лица родителей, выбросивших его из своей жизни, а лицо незнакомого мальчика-сироты, подорвавшегося на фауст-патроне, и лицо шестнадцатилетней сестры, ушедшей по настоянию родителей в войска ПВО и погибшей в последние дни войны. Г.Ш. как будто притягивает к себе несчастья. Роман начинается с конца его исповеди, когда Г.Ш. покинула единственная любимая женщина. Мари ушла к школьному приятелю Г.Ш., ревностному католику и пошлому обывателю, чтобы жить с ним в покое и благополучии. Г.Ш. с его искренностью и прямотой никому не нужен. Поэтому он — клоун, шут. Его лицедейство — профессиональная игра, противопоставленная жизненному лицемерию окружающих. Единственное, к чему Г.Ш. не умеет относиться с юмором, это его собственная жизнь, его одиночество, его разрушенная любовь. Поэтому он начинает пить, и общество, травившее его, когда он был еще силен, почти с радостью выбрасывает Г.Ш. из своих рядов. Г.Ш. оказывается на улице и разыгрывает свои номера перед прохожими, которые бросают в его шляпу монетки. Во многом этот герой похож на своего собрата из повести Д.Сэлинджера «Выше стропила, плотники!» (1959), напугавшего мещанскую родню своей невесты странными взглядами на мир и фразой о. том, что самое ценное в мире — это дохлая кошка, потому что она не имеет цены.
Роман Белля имел невероятный успех у читателей, но критика приняла его в штыки, а католическое духовенство предало писателя анафеме. В России большой популярностью пользовалась инсценировка романа, осуществленная в 1968 году в Театре им.Моссовета. Ее авторами были драматург Б.Норд и актер Бортников, сыгравший роль Г.Ш.
Лит.: Рожновский С.В. Генрих Белль. М., 1965.
Г.Ш.— самый нормальный человек в романе, мыслящий и любящий, но из всех воспоминаний детства в его памяти остаются не лица родителей, выбросивших его из своей жизни, а лицо незнакомого мальчика-сироты, подорвавшегося на фауст-патроне, и лицо шестнадцатилетней сестры, ушедшей по настоянию родителей в войска ПВО и погибшей в последние дни войны. Г.Ш. как будто притягивает к себе несчастья. Роман начинается с конца его исповеди, когда Г.Ш. покинула единственная любимая женщина. Мари ушла к школьному приятелю Г.Ш., ревностному католику и пошлому обывателю, чтобы жить с ним в покое и благополучии. Г.Ш. с его искренностью и прямотой никому не нужен. Поэтому он — клоун, шут. Его лицедейство — профессиональная игра, противопоставленная жизненному лицемерию окружающих. Единственное, к чему Г.Ш. не умеет относиться с юмором, это его собственная жизнь, его одиночество, его разрушенная любовь. Поэтому он начинает пить, и общество, травившее его, когда он был еще силен, почти с радостью выбрасывает Г.Ш. из своих рядов. Г.Ш. оказывается на улице и разыгрывает свои номера перед прохожими, которые бросают в его шляпу монетки. Во многом этот герой похож на своего собрата из повести Д.Сэлинджера «Выше стропила, плотники!» (1959), напугавшего мещанскую родню своей невесты странными взглядами на мир и фразой о. том, что самое ценное в мире — это дохлая кошка, потому что она не имеет цены.
Роман Белля имел невероятный успех у читателей, но критика приняла его в штыки, а католическое духовенство предало писателя анафеме. В России большой популярностью пользовалась инсценировка романа, осуществленная в 1968 году в Театре им.Моссовета. Ее авторами были драматург Б.Норд и актер Бортников, сыгравший роль Г.Ш.
Лит.: Рожновский С.В. Генрих Белль. М., 1965.