Галилео Галилей
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (нем. Galileo Galilei) — герой драмы Б.Брехта «Жизнь Галилея» (1938). Галилео Галилей — великий итальянский ученый (1564-1642), последователь Коперника, создатель телескопа, опровергший учение Аристотеля о небесных телах; революционер и гений в науке, он несколько раз подвергался суду инквизиции, отказывался от собственных убеждений ради продолжения научной работы; уже будучи слепым, в 1637 году через учеников переправил в Голландию свой главный труд — «Беседы».
Б.Брехт впервые обратился к этому образу в 1934 году, попросив у московского планетария рукопись звездного представления «Галилей». Тогда отречение Галилея от своих идей было для Брехта не более чем хитрым маневром, с помощью которого великий ученый получил возможность работать дальше. В первоначальном варианте драмы ГГ. была уготована роль победителя. Одновременно с этим писатель преследовал и личные цели. Брехт не скрывал, что пьеса «написана, собственно, для Нью-Йорка» и должна обеспечить ему, немецкому эмигранту, въезд в США. Премьера 1-й редакции «Жизни Галилея» состоялась 9 сентября 1943 года в швейцарском театре «Шаушпиль-хаус» (Цюрих). Режиссером и исполнителем главной роли был Леонард Штеккель. Критика расценила эту постановку как произведение о нелегальной борьбе и конечной победе разума над догмой.
30 июля 1947 года в «Коронет театер» (Бе-верли-Хиллз, Лос-Анджелес) состоялась американская премьера пьесы, после которой Брехт был вызван в Вашингтон на заседание комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности». Допрос состоялся 30 октября 1947 щца и был воспринят Брехтом почти как допрос ГГ. Писатель покинул США. Это было началом работы над второй редакцией пьесы.
Брехт писал: ««Атомный век» дебютировал в Хиросиме в самый разгар нашей работы. И в тот же миг биография основателя новой физики зазвучала по-иному. Адская сила Большой бомбы осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом». Потрясенный разрушительной силой атомной бомбы, Брехт решил использовать образ Галилея с его верой и отступничеством в качестве примера ученого, несущего ответственность за свои открытия. Во второй редакции пьесы Г.Г. не столько великий ученый, сколько слабый, не чуждый земных удовольствий человек, который сначала не отдает себе отчета в том, что его открытия могут быть использованы в целях разрушения; а потом, запуганный инквизицией, превращается в старого, утратившего разум чревоугодника, умирающего под надзором своей чудовищной фанатичной дочери, без учеников, посчитавших его предателем.
Брехт изобразил в образе Г.Г. отступника, человека без политической и общественной ориентации. Его талант — не более чем плотская страсть к науке ученого, стремящегося к удовлетворению своих желаний. Для Брехта его герой — человек нового времени, порожденный старым миром и подверженный слабостям, которые необходимо преодолеть.
15 января 1957 года, после смерти Брехта, состоялась премьера «Жизни Галилея» в немецком театре «Берлинер ансамбль». В постановке режиссера Эриха Энгеля главную роль играл Эрнст Буш, который акцентировал обаяние и целеустремленность ученого. В последних сценах Буш изобразил раздавленного инквизицией и собственным отступничеством человека.
В 1966 году Ю.П.Любимов поставил «Жизнь Галилея» в московском Театре на Таганке; роль Г.Г. играл В.С.Высоцкий. В этой постановке использовались оба финала пьесы: сначала играли конец «Г.-отступник», потом — первоначальный вариант, где Г. — тактик, меняющий свое поведение ради науки и сохранения своих трудов. В герое Высоцкого не было хитрости и сластолюбия, он отличался мужеством, цельностью и прямотой.
Лит.: Борев Ю.Б. О трагическом. М, 1961. С.329-363; Владимиров С.В. Время и действие // Владимиров С.В. Драматург и современность М.; Л., 1962. С.130-131; Горфункель Е. Галилей // Высоцкий на Таганке. М., 1988. С.31-37.
Б.Брехт впервые обратился к этому образу в 1934 году, попросив у московского планетария рукопись звездного представления «Галилей». Тогда отречение Галилея от своих идей было для Брехта не более чем хитрым маневром, с помощью которого великий ученый получил возможность работать дальше. В первоначальном варианте драмы ГГ. была уготована роль победителя. Одновременно с этим писатель преследовал и личные цели. Брехт не скрывал, что пьеса «написана, собственно, для Нью-Йорка» и должна обеспечить ему, немецкому эмигранту, въезд в США. Премьера 1-й редакции «Жизни Галилея» состоялась 9 сентября 1943 года в швейцарском театре «Шаушпиль-хаус» (Цюрих). Режиссером и исполнителем главной роли был Леонард Штеккель. Критика расценила эту постановку как произведение о нелегальной борьбе и конечной победе разума над догмой.
30 июля 1947 года в «Коронет театер» (Бе-верли-Хиллз, Лос-Анджелес) состоялась американская премьера пьесы, после которой Брехт был вызван в Вашингтон на заседание комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности». Допрос состоялся 30 октября 1947 щца и был воспринят Брехтом почти как допрос ГГ. Писатель покинул США. Это было началом работы над второй редакцией пьесы.
Брехт писал: ««Атомный век» дебютировал в Хиросиме в самый разгар нашей работы. И в тот же миг биография основателя новой физики зазвучала по-иному. Адская сила Большой бомбы осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом». Потрясенный разрушительной силой атомной бомбы, Брехт решил использовать образ Галилея с его верой и отступничеством в качестве примера ученого, несущего ответственность за свои открытия. Во второй редакции пьесы Г.Г. не столько великий ученый, сколько слабый, не чуждый земных удовольствий человек, который сначала не отдает себе отчета в том, что его открытия могут быть использованы в целях разрушения; а потом, запуганный инквизицией, превращается в старого, утратившего разум чревоугодника, умирающего под надзором своей чудовищной фанатичной дочери, без учеников, посчитавших его предателем.
Брехт изобразил в образе Г.Г. отступника, человека без политической и общественной ориентации. Его талант — не более чем плотская страсть к науке ученого, стремящегося к удовлетворению своих желаний. Для Брехта его герой — человек нового времени, порожденный старым миром и подверженный слабостям, которые необходимо преодолеть.
15 января 1957 года, после смерти Брехта, состоялась премьера «Жизни Галилея» в немецком театре «Берлинер ансамбль». В постановке режиссера Эриха Энгеля главную роль играл Эрнст Буш, который акцентировал обаяние и целеустремленность ученого. В последних сценах Буш изобразил раздавленного инквизицией и собственным отступничеством человека.
В 1966 году Ю.П.Любимов поставил «Жизнь Галилея» в московском Театре на Таганке; роль Г.Г. играл В.С.Высоцкий. В этой постановке использовались оба финала пьесы: сначала играли конец «Г.-отступник», потом — первоначальный вариант, где Г. — тактик, меняющий свое поведение ради науки и сохранения своих трудов. В герое Высоцкого не было хитрости и сластолюбия, он отличался мужеством, цельностью и прямотой.
Лит.: Борев Ю.Б. О трагическом. М, 1961. С.329-363; Владимиров С.В. Время и действие // Владимиров С.В. Драматург и современность М.; Л., 1962. С.130-131; Горфункель Е. Галилей // Высоцкий на Таганке. М., 1988. С.31-37.