Варравин
ВАРРАВИН — центральный персонаж драмы А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1861, сцен, назв. «Отжитое время» — 1882) и комедии-шутки «Смерть Тарелкина» (1869, сцен. назв. «Расплюевские веселые дни» — 1900). Фамилия героя В. ассоциируется с разбойником и убийцей из Евангелия Варравой. В иерархии персонажей «Дела» В. принадлежит к категории «Сил»: он правитель российского ведомства, «главное колесо» государственной исполнительной власти. В ряду образов Сухово-Кобылина В.— едва ли не самая зловещая фигура, антихрист, черт с человеческим лицом, произведенный в действительные статские советники. Любитель «капканных» взяток до истощения, догола, В. дьявольски умен и хитер. В «дремучем лесу законов» он ханжа с «деликатным» обращением. С князем — лакей, с Тарелкиным — хозяин, с Муромским — палач. Начав свой путь со дна (терпел, ничем не брезговал, в чулане жил, трубки набивал, в лавки бегал — биография похожа на судьбу Юсова из «Доходного места» Островского), В. усвоил главные принципы продвижения вперед. В «Деле» этот начальник армии чиновников откровенно циничен и жесток. Он играет свою роль законника блистательно: «разбойник» без совести и чести, без страха наказания и сострадания, великолепная умная машина, обирающая, уничтожающая, перемалывающая жизнь обыкновенного человека. Частное лицо в глазах В. становится ничтожеством, «не лицом». Он придумывает такую изощренную «шутку» с Муромским (обокрав, доводит до смерти), что даже Тарелкин содрогается. Неутолимая жажда наживы неудержимо влечет В. вверх («сахарный завод поставлю, помещик буду, звание почетное»). При этом В. совсем не убежденный государственник, он не служит никакому политическому направлению, никакой партии (в противоположность героям «Теней» Салтыкова-Щедрина, прикрывающихся идеей «системы»). Он абсолютно аполитичен, идеологически аморфен, но именно такой «начальник» и нужен этой системе. Человек, хорошо знающий, как повести, куда повернуть дело, В. манипулирует человеком, законом, правдой, фактом, словом. В этой игре он преуспевает лучше других. В. сильный, непобедимый противник и для Муромских, и для Тарелкина. Обманув последнего (Тарелкин ничего из украденного у Муромского не получил), В. ему еще и угрожает: «тихой смертью изведу». В «Смерти…» мы узнаем, что вся «интимнейшая переписка» В. находится в руках у Тарелкина (месть — завязка пьесы). Но Тарелкин — мелкий шулер, игрок «на вторые роли», ему не совладать с яростной злобой, целенаправленной ненавистью, изощренной жестокостью В., не знающего нравственного чувства. Он всегда победитель, у него мертвая хватка и нюх инквизитора. В. меняет личину, переодеваясь в капитана По-лутатаринова (оборотень в зеленых очках и на костыле), и, как ищейка, идет по следу. Его победа, с которой окончательно уничтожаются истинные человеческие ценности, похожа на «проклятый водевиль, к которому странным образом приметалась отвратительная трагедия» (Салтыков-Щедрин).
Ярким исполнителем роли В. был К.А.Варламов (1882).
Ярким исполнителем роли В. был К.А.Варламов (1882).