Алексей Иванович
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ — герой романа Ф.М.Достоевского «Игрок» (1866), 25-летний дворянин без средств, домашний учитель, живущий с семьей русского генерала (падчерицей Полиной и малолетними детьми) в отеле на немецком курорте Рулетенбурге. Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки»: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А.И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением.
Неожиданно приехавшая «бабушка» проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается «без денег» жениться на Полине, которая еще должна французу 50 тысяч. Гордая до страсти, Полина хочет бросить их в «подлое лицо» Де-Грие. Деньги должен выиграть А.И. Счастливый случай приносит ему огромную сумму, но игра из средства самоутверждения и «служения» любимой превращается для него в настоящую страсть. Более полутора лет А.И. скитается по «игорным» городам Германии, опускаясь до службы в лакеях, попадая в тюрьму за неуплаченный долг.
В образе А.И. есть автобиографические черты: в 1860-е гг. в Германии сам писатель пережил сильнейшую страсть к рулетке; история любви к Полине во многом повторяет перипетии отношений Достоевского и А.П.Сусловой. Предшественники А.И. в русской литературе — «игроки» Германн («Пиковая дама» Пушкина) и Арбенин («Маскарад» Лермонтова), в зарубежной — герои Гофмана и Бальзака.
Лит.: Достоевская А.Г. Воспоминания. М, 1987; Бем А.Л. «Игрок» Достоевского (В свете новых биографических данных) // «Современные записки». Париж, 1925. Кн. XXIV; Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974.
О.А.Богданова По роману Достоевского написана опера С.С.Прокофьева «Игрок» (перв. редакция 1916-1917, вторая 1927). Диалогическая структура литературного первоисточника позволила трансформировать повествование в драматическое действие, сохранив «интонации» Достоевского. Динамика романа, его яркие контрасты в ситуациях и столкновениях характеров дали благодатный материал для музыки. Благодаря усечению эпилога, повествующего о дальнейшем нравственном падении А.И., образ главного героя обрел трагическую завершенность. Последние слова А.И. недвусмысленно подтверждают перерождение его, томимого любовью к Полине, в одержимого игрока. Опера Прокофьева, поставленная Б.А.Покровским (Большой театр, 1974) с А.Д.Масленниковым и Г.П.Вишневской в главных ролях, доказала жизнеспособность героев Достоевского на музыкальной сцене.
И.И.Силантьева
Неожиданно приехавшая «бабушка» проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается «без денег» жениться на Полине, которая еще должна французу 50 тысяч. Гордая до страсти, Полина хочет бросить их в «подлое лицо» Де-Грие. Деньги должен выиграть А.И. Счастливый случай приносит ему огромную сумму, но игра из средства самоутверждения и «служения» любимой превращается для него в настоящую страсть. Более полутора лет А.И. скитается по «игорным» городам Германии, опускаясь до службы в лакеях, попадая в тюрьму за неуплаченный долг.
В образе А.И. есть автобиографические черты: в 1860-е гг. в Германии сам писатель пережил сильнейшую страсть к рулетке; история любви к Полине во многом повторяет перипетии отношений Достоевского и А.П.Сусловой. Предшественники А.И. в русской литературе — «игроки» Германн («Пиковая дама» Пушкина) и Арбенин («Маскарад» Лермонтова), в зарубежной — герои Гофмана и Бальзака.
Лит.: Достоевская А.Г. Воспоминания. М, 1987; Бем А.Л. «Игрок» Достоевского (В свете новых биографических данных) // «Современные записки». Париж, 1925. Кн. XXIV; Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974.
О.А.Богданова По роману Достоевского написана опера С.С.Прокофьева «Игрок» (перв. редакция 1916-1917, вторая 1927). Диалогическая структура литературного первоисточника позволила трансформировать повествование в драматическое действие, сохранив «интонации» Достоевского. Динамика романа, его яркие контрасты в ситуациях и столкновениях характеров дали благодатный материал для музыки. Благодаря усечению эпилога, повествующего о дальнейшем нравственном падении А.И., образ главного героя обрел трагическую завершенность. Последние слова А.И. недвусмысленно подтверждают перерождение его, томимого любовью к Полине, в одержимого игрока. Опера Прокофьева, поставленная Б.А.Покровским (Большой театр, 1974) с А.Д.Масленниковым и Г.П.Вишневской в главных ролях, доказала жизнеспособность героев Достоевского на музыкальной сцене.
И.И.Силантьева