Создать акаунт
Diamant.su » Мир фактов » Какие бывают цвета?

Какие бывают цвета?

2 851
0

• Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).
• Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
• Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
• Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
• Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
• Альмандиновый - темно-вишневый.
• Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
• Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
• Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
• Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
• Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
• Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
• Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
• Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».
• Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
• Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
• Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
• Бисной - седой, серебристый.
• Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
• Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.
• Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.
• Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
• Бордоского вина - красно-фиолетовый.
• «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
• Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.
• Бристольский голубой - ярко-голубой.
• Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
• Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
• Буланый - серо-бежевый.
• Бурнастый - то же, что бурый.
• Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.
• Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
• Веселая вдова - оттенок розового.
• Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
• Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
• Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.
• Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при
Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.
• Винный - желтовато-красный.
• Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
• Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
• Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
• Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
• Гаити - или розовый, или ярко-синий.
• Гвоздичный - серый.
• Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
• Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
• Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
• Голубиной шейки - оттенок серого.
• Гороховый - серый или грязно-желтый.
• Гортензия - нежно-розовый.
• Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
• Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
• Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».
• Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
• Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
• Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
• Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
• Дикий, дикенький - светло-серый.
• Драконьей зелени - очень темный зелёный.
• Драконьей крови - см. Гуммигут.
• Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
• Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
• Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
• Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
• Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
• Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.
• Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
• Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
• Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
• Жирафовый - желто-коричневый.
• Жонкилевый - цвет нарцисса.
• Зекрый - темный / светло-синий, сизый.
• Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.
• Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
• Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
• Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
• Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
• Камелопардовый - желтовато-коричневый.
• Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
• Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
• Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
• Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
• Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
• Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
• Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.
• КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
• Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
• Коричный - то же, что коричневый.
• Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
• Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
• Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
• Крутик - в качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик. Крутик вместо индиго широко применялся в станковой живописи и книжно-миниатюрном письме.
• Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.
• Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
• Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
• Куропаткины глаза - светло-красный.
• Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
• Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
• Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
• Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
• Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
• Лондонского дыма - тёмно-серый.
• Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
• Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
• Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
• Магово-гуляфный - красно-розовый.
• Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым (пурпурно-малиновый). Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
• Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
• Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
• Маренго-клер - светло-серый.
• Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
• Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
• Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
• Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
• Милори - темно-голубой, синий. Торговое название Берлинской лазури.
• Мов - розовато-лиловый.
• Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
• Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
• Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
• Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.
• Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
• Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
• Облакотный - цвета облака.
• Оброщеный - багряный.
• Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
• Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
• Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
• Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
• Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
• Павлиний - синевато-лиловый.
• Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
• Парижская лазурь - хорошо очищенная Берлинская лазурь.
• Парижский голубой - cветло-голубой.
• Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
• Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
• Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
• Пелесый - темный, бурый.
• Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
• Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
• Пепел розы - тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.
• Померанцевый - апельсиновый с розовым.
• Порфирный, порфировый - пурпурный.
• Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
• Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
• Празеленый - иссиня-зеленоватый.
• Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
• Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
• Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
• Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
• Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").
• Ранжевый - то же, что оранжевый.
• Резвая пастушка - оттенок розового.
• Рвота императрицы - оттенок коричневого.
• Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
• Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
• Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
• Семги - оттенок розового.
• Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.
• Сепия - прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, - они создают иллюзию старины.
• Сизый - цвет голубя, после просто синий.
• Силковый - голубой, васильковый.
• Сине-алый - темно-фиолетовый.
• Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
• Синявый - с синим отливом.
• Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
• Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
• Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
• Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Другая версия гласит, что сольферино - темно-фиолетовая краска с синим оттенком.
• Фиолетовая семья красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка - «еще та штучка».
• Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
• Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.
• Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
• Стризовый - ярко-красный.
• Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
• Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
• Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
• Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
• Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".
• Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
• Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.
• Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
• Фисташковый - грязновато-зеленый.
• Французская зелень - см. Ярь-медянка.
• Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.
• Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
• Фуксии - насыщенный розовый.
• Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
• Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
• Чермной - искрасна-рыжий.
• Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
• Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
• Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
• Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
• Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
• Шартрез - жёлто-зелёный.
• Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
• Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
• Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.
• Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.
• Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
• Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
• Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
• Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
• Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!
• Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой


Смотрите также: