Источник
Источники известны во многих культурах как священные места, частично в связи с представлением о том, что оплодотворяющая влага падает не только с неба в виде дождя, но может быть подарена из земли подземными божествами как «вода глубин». Речь идет прежде всего о горячих или теплых источниках, термальные воды которых обладают целебными свойствами за счет содержащихся в них минералов. В таких местах всегда почитались нимфы источников и другие сверхъестественные существа, часто в связи с культом богов исцеления и очищения. При этом на переднем плане находятся женские образы, иногда изображенные трехкратно. Они связываются с плодовитостью, потомством и браком. Это явление было характерно для греков, римлян (праздник источников фонтиналия), кельтов и германцев. В Китае и Японии у источников часто стояли маленькие святилища. Китайское название источника «Хюань» состоит из двух понятий — «чистый» и «вода» — и имеет родственный корень с понятием «исток».
Библия упоминает четыре потока рая (реки), исходящих из одного приносящего благословение источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Апокалипсисе противопоставлением конца света является «небесный Иерусалим» — источник жизни в восстановленном раю.
В иконографии, где ветхозаветное действо воспринимается как пример жизни Иисуса, открытие источника Моисеем в пустыне становится символом раны в боку распятого Христа, кровь которого приносит избавление человечеству, а также олицетворяет воду крещения. На картине Ван Эйка «Гентский алтарь» изображен небесный источник, который делится на семь рек в соответствии с семью дарами Святого духа.
Разнообразные толкования символов «чудесных источников» содержатся в средневековом собрании новелл «Геста романорум» («GestaRomanorum», ок. 1300); например, там идет речь об источнике на Сицилии, который делает стерильных женщин плодовитыми, и о другом, который у плодовитых вызывает стерильность. «Вывод: у первого источника мы должны думать о Христе, который бесплодного человека — грешника — делает плодовитым на осуществление деяний милосердия. Другой источник — дьявол, который работает против этого и часто хорошего человека приводит к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящий факел и зажигает погасший. Вывод: так Христос гасит горящие факелы, т.е. мудрецов этого мира, и погасших, т.е. бедных, которые погашены миром, он зажигает». В символике снов источник, расположенный вблизи дерева, интерпретируется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где дерево и источник шумят во сне, тогда видящий сон человек находится рядом с надежной жизнью, — это источник молодости» (Э. Аеппли).
Библия упоминает четыре потока рая (реки), исходящих из одного приносящего благословение источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Апокалипсисе противопоставлением конца света является «небесный Иерусалим» — источник жизни в восстановленном раю.
В иконографии, где ветхозаветное действо воспринимается как пример жизни Иисуса, открытие источника Моисеем в пустыне становится символом раны в боку распятого Христа, кровь которого приносит избавление человечеству, а также олицетворяет воду крещения. На картине Ван Эйка «Гентский алтарь» изображен небесный источник, который делится на семь рек в соответствии с семью дарами Святого духа.
Разнообразные толкования символов «чудесных источников» содержатся в средневековом собрании новелл «Геста романорум» («GestaRomanorum», ок. 1300); например, там идет речь об источнике на Сицилии, который делает стерильных женщин плодовитыми, и о другом, который у плодовитых вызывает стерильность. «Вывод: у первого источника мы должны думать о Христе, который бесплодного человека — грешника — делает плодовитым на осуществление деяний милосердия. Другой источник — дьявол, который работает против этого и часто хорошего человека приводит к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящий факел и зажигает погасший. Вывод: так Христос гасит горящие факелы, т.е. мудрецов этого мира, и погасших, т.е. бедных, которые погашены миром, он зажигает». В символике снов источник, расположенный вблизи дерева, интерпретируется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где дерево и источник шумят во сне, тогда видящий сон человек находится рядом с надежной жизнью, — это источник молодости» (Э. Аеппли).
Смотрите также:
Колодец
Колодцем часто называют также источник. Колодцами по старой системе мира являются шахты, ведущие в потусторонний мир (сказка о госпоже Метелице) или к «водам бездны», которые прячут в себе тайные
Вода
Заполненное водой пространство доисторических времен во многих мифах о сотворении мира является источником всей жизни, но одновременно вода ассоциируется с растворением и погружением в нее. Часто
Девять
Девять — среди символических чисел возведенное в степень число три. Имело значение в первую очередь в религии и космологии Древнего Египта, где речь шла о божественных системах под названием
Водяные существа
Водяные существа сверхъестественного характера символизируют, еще в большей степени, чем рыбы (в свою очередь, часто имеющие фантастический облик), оживленность влажного элемента, который связывается
Головные уборы
Головные уборы различного вида имеют гораздо большее символическое значение, чем большинство других предметов одежды. Они оптически увеличивают рост человека, но всегда находятся примерно на высоте
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих