Молитва — это бизнес
Ваша молитва не является чисто любовным делом, нет — это бизнес.
Как следствие этого, вы молитесь, когда у вас неприятности; когда неприятностей нет, вы не молитесь. Когда вы в каком-то затруднении, не можете справиться с чем-то, вы молитесь, поскольку нуждаетесь в помощи Бога. Когда затруднений нет, вы забываете и Бога, и молитву.
Однажды корабль возвращался в свою родную страну.
Внезапно океан сошёл с ума… жуткий ветер, корабль на краю гибели. Все начали молиться. Один суфий просто сидел там и не молился. Люди разгневались на него и сказали:
— Ты религиозный человек, носишь одеяние, зелёное одеяние суфиев. Что же ты за суфий? Ты должен был бы молиться первым. Мы не религиозные люди, мы просто люди бизнеса, для нас эта молитва, как и все наши дела, не что иное, как бизнес. Мы предлагаем Богу: «Мы дадим тебе то, мы дадим тебе это, только спаси нас». Почему ты сидишь в молчании? Почему ты не молишься?
Он сказал:
— Вы уже сказали, почему: я не бизнесмен. Если он хочет покончить со всеми нами, хорошо. Если он хочет спасти нас, хорошо. Я с ним в полном согласии. Почему я должен молиться? Для чего? Молитва означает некоторое несогласие, она означает, что происходит что-то, чего вы не хотели бы. Вы хотите, чтобы Бог вступился за вас, вмешался, прекратил это, изменил обстоятельства. У меня нет своего бизнеса. Это его дело побеспокоиться о том, чтобы спасти или утопить. Если он хочет, чтобы я был спасён, то это его дело, не моё. И если он хочет, чтобы я умер, это его дело. Я не просил о рождении; я появился здесь неожиданно. Могу ли я просить о смерти? Если рождение не находится под моим контролем, то почему смерть может быть под ним?
Те люди подумали: «Этот человек сошёл с ума».
Они сказали:
— Мы займёмся тобой позднее. Дай нам только как-то добраться до берега, и мы займёмся тобой. Ты не суфий, ты не религиозный человек; ты очень опасный человек. Но сейчас не время беспокоиться о тебе и спорить с тобой.
А на борту был самый влиятельный, самый знаменитый человек страны, он поднялся на борт с миллионами бриллиантов и драгоценных камней. Он нажил очень много. У него в городе был прекрасный дворец — самый прекрасный мраморный дворец. Даже царь завидовал ему. Даже царь много раз просил его:
— Отдай мне этот дворец — назови любую цену, и я заплачу.
Но этот безумец говорил:
— Это невозможно. Этот дворец — моя гордость.
Когда корабль почти уже утонул, этот человек закричал, обращаясь к Богу:
— Послушай, я отдам тебе этот дворец. Только спаси меня.
И так случилось, что ветер стих, океан успокоился, корабль был спасён. Они достигли побережья.
Теперь этот богач оказался в большом затруднении из-за своих слов. Раньше он был в гневе на суфия — теперь гнев прошёл. Он сказал:
— Может быть, ты был и прав, что хранил молчание. Если бы я следовал твоему примеру, я не потерял бы своего дворца. Но я бизнесмен, я найду выход.
И он нашёл выход.
На следующий день он выставил дворец на аукцион. Он уведомил все ближайшие царства, всех, кто был заинтересован. Пришло много царей, цариц, богатых людей; заинтересованы были все. Все они были озадачены, увидев, что как раз перед дворцом сидел кот, прикованный цепью к мраморной колонне дворца. Богач вышел и сказал:
— Этот дворец и этот кот выставляются на аукцион одновременно. Цена кота — миллион динаров, а цена дворца — один доллар: один миллион и один доллар.
Люди сказали:
— За этого кота — один миллион долларов? А за этот дворец — один доллар?
Бизнесмен сказал:
— Не беспокойтесь об этом. Если вы заинтересованы, то знайте, что они продаются вместе. На меньшее я не согласен. Если кто-то заинтересован, то это моя минимальная цена.
Царь этой страны сказал:
— Да, я дам вам цену, но скажите мне, пожалуйста, в чём секрет этого кота и дворца?
И он сказал:
— Секрета нет — у меня просто неприятности из-за молитвы; я сказал Богу, что дам ему дворец. А я бизнесмен; если он бизнесмен, то я тоже бизнесмен. Кот — один миллион долларов, — и эту сумму я удержу у себя. А дворец — один доллар, — и эта сумма пойдёт в фонд Бога.
Молитва — это просто ваша попытка убедить Бога поступать в соответствии с вами. А это абсолютно ваше воображение. Прежде всего, вы не знаете Бога. Вы не знаете, что ему нравится и что не нравится. Вы не знаете, существует ли он или нет. Но молитесь. Это плохая постановка дела, и так происходит по всему миру.
Я против молитвы, потому что это в основном бизнес. Это подкуп Бога. Это надежда на то, что вы можете подкрепить его эго: «Ты великий, ты сострадательный, ты можешь сделать всё, что захочешь». И всё это говорится потому, что вам что-то нужно. За всем этим лежит обоснование — иначе бы вы не молились.
Я против молитвы, я за медитацию.
Как следствие этого, вы молитесь, когда у вас неприятности; когда неприятностей нет, вы не молитесь. Когда вы в каком-то затруднении, не можете справиться с чем-то, вы молитесь, поскольку нуждаетесь в помощи Бога. Когда затруднений нет, вы забываете и Бога, и молитву.
Однажды корабль возвращался в свою родную страну.
Внезапно океан сошёл с ума… жуткий ветер, корабль на краю гибели. Все начали молиться. Один суфий просто сидел там и не молился. Люди разгневались на него и сказали:
— Ты религиозный человек, носишь одеяние, зелёное одеяние суфиев. Что же ты за суфий? Ты должен был бы молиться первым. Мы не религиозные люди, мы просто люди бизнеса, для нас эта молитва, как и все наши дела, не что иное, как бизнес. Мы предлагаем Богу: «Мы дадим тебе то, мы дадим тебе это, только спаси нас». Почему ты сидишь в молчании? Почему ты не молишься?
Он сказал:
— Вы уже сказали, почему: я не бизнесмен. Если он хочет покончить со всеми нами, хорошо. Если он хочет спасти нас, хорошо. Я с ним в полном согласии. Почему я должен молиться? Для чего? Молитва означает некоторое несогласие, она означает, что происходит что-то, чего вы не хотели бы. Вы хотите, чтобы Бог вступился за вас, вмешался, прекратил это, изменил обстоятельства. У меня нет своего бизнеса. Это его дело побеспокоиться о том, чтобы спасти или утопить. Если он хочет, чтобы я был спасён, то это его дело, не моё. И если он хочет, чтобы я умер, это его дело. Я не просил о рождении; я появился здесь неожиданно. Могу ли я просить о смерти? Если рождение не находится под моим контролем, то почему смерть может быть под ним?
Те люди подумали: «Этот человек сошёл с ума».
Они сказали:
— Мы займёмся тобой позднее. Дай нам только как-то добраться до берега, и мы займёмся тобой. Ты не суфий, ты не религиозный человек; ты очень опасный человек. Но сейчас не время беспокоиться о тебе и спорить с тобой.
А на борту был самый влиятельный, самый знаменитый человек страны, он поднялся на борт с миллионами бриллиантов и драгоценных камней. Он нажил очень много. У него в городе был прекрасный дворец — самый прекрасный мраморный дворец. Даже царь завидовал ему. Даже царь много раз просил его:
— Отдай мне этот дворец — назови любую цену, и я заплачу.
Но этот безумец говорил:
— Это невозможно. Этот дворец — моя гордость.
Когда корабль почти уже утонул, этот человек закричал, обращаясь к Богу:
— Послушай, я отдам тебе этот дворец. Только спаси меня.
И так случилось, что ветер стих, океан успокоился, корабль был спасён. Они достигли побережья.
Теперь этот богач оказался в большом затруднении из-за своих слов. Раньше он был в гневе на суфия — теперь гнев прошёл. Он сказал:
— Может быть, ты был и прав, что хранил молчание. Если бы я следовал твоему примеру, я не потерял бы своего дворца. Но я бизнесмен, я найду выход.
И он нашёл выход.
На следующий день он выставил дворец на аукцион. Он уведомил все ближайшие царства, всех, кто был заинтересован. Пришло много царей, цариц, богатых людей; заинтересованы были все. Все они были озадачены, увидев, что как раз перед дворцом сидел кот, прикованный цепью к мраморной колонне дворца. Богач вышел и сказал:
— Этот дворец и этот кот выставляются на аукцион одновременно. Цена кота — миллион динаров, а цена дворца — один доллар: один миллион и один доллар.
Люди сказали:
— За этого кота — один миллион долларов? А за этот дворец — один доллар?
Бизнесмен сказал:
— Не беспокойтесь об этом. Если вы заинтересованы, то знайте, что они продаются вместе. На меньшее я не согласен. Если кто-то заинтересован, то это моя минимальная цена.
Царь этой страны сказал:
— Да, я дам вам цену, но скажите мне, пожалуйста, в чём секрет этого кота и дворца?
И он сказал:
— Секрета нет — у меня просто неприятности из-за молитвы; я сказал Богу, что дам ему дворец. А я бизнесмен; если он бизнесмен, то я тоже бизнесмен. Кот — один миллион долларов, — и эту сумму я удержу у себя. А дворец — один доллар, — и эта сумма пойдёт в фонд Бога.
Молитва — это просто ваша попытка убедить Бога поступать в соответствии с вами. А это абсолютно ваше воображение. Прежде всего, вы не знаете Бога. Вы не знаете, что ему нравится и что не нравится. Вы не знаете, существует ли он или нет. Но молитесь. Это плохая постановка дела, и так происходит по всему миру.
Я против молитвы, потому что это в основном бизнес. Это подкуп Бога. Это надежда на то, что вы можете подкрепить его эго: «Ты великий, ты сострадательный, ты можешь сделать всё, что захочешь». И всё это говорится потому, что вам что-то нужно. За всем этим лежит обоснование — иначе бы вы не молились.
Я против молитвы, я за медитацию.