Единое знание
Говорят, что Сарипутта — один из главных учеников Гаутамы Будды и один из немногих, кто стал просветлённым при жизни Гаутамы, — когда он пришёл к Гаутаме Будде, он пришёл для того, чтобы спорить с ним. Он был известным учителем, и многие думали, что он мастер. Он пришёл с пятью тысячами учеников, чтобы спорить с Буддой насчёт основных принципов. Будда принял его с величайшей любовью и сказал, обращаясь как к своим ученикам, так и к ученикам Сарипутты:
— Это великий учитель, и я надеюсь, что однажды он станет мастером.
Все были озадачены этими словами, даже Сарипутта. Сарипутта спросил:
— Что ты имеешь в виду?
Гаутама Будда ответил:
— Ты хорошо споришь, ты красноречив, ты умён, твои доводы убедительны. Ты обладаешь всеми качествами гениального учителя. Пять тысяч очень умных людей являются твоими учениками, но ты ещё не мастер. Если бы ты был мастером, тебе бы не пришлось идти ко мне — я бы сам пришёл к тебе. Ты великий философ, но ты не знаешь ничего.И я верю в твоё благоразумие — я знаю, что ты не будешь лгать: скажи перед всеми этими людьми, что ты мыслитель, но ты не пережил ничего на собственном опыте. Если ты скажешь, что ты познал истину на собственном опыте, я буду готов поспорить с тобой. Но помни, ложь не поможет. Она раскроется сразу же, потому что опыт содержит столько вещей, о которых ничего не сказано в писаниях. Поэтому лучше для тебя будет, если ты скажешь все как есть. Я буду говорить с тобой, если ты скажешь, что познал истину на собственном опыте. Если ты скажешь, что не познал истину на собственном опыте, я готов сделать тебя своим учеником. И я сделаю тебя мастером — это обещание, потому что ты тоже даёшь мне обещание. У тебя есть выбор — солгать, что ты познал истину, и поспорить со мной, или сказать правду и стать моим учеником: учиться со мной и познать истину вместе со мной. И в тот день, когда ты станешь мастером, если ты захочешь спорить со мной, я буду счастлив.
На мгновение воцарилась абсолютная тишина. Но Сарипутта не собирался лгать. Он сказал:
— Будда прав. Я никогда не думал о том, что он спросит меня о моем опыте. Я обошёл всю страну, я спорил со многими великими так называемыми учителями, они проигрывали мне в споре и становились моими учениками, но никто никогда не спрашивал меня о моем опыте. У меня нет никакого опыта, поэтому обсуждать здесь нечего. Я припадаю к стопам Гаутамы Будды, и я буду ждать того момента, когда я стану просветлённым, когда я сам стану мастером.
Через три года ученичества он сам стал просветлённым. Он был очень многообещающим учеником, на грани просветления. В тот день, когда он просветлился, Будда позвал его и спросил:
— Хочешь ли ты спорить сейчас?
Сарипутта снова припал к стопам Гаутамы Будды и сказал:
— В тот раз я припал к твоим стопам потому, что у меня не было опыта познания истины. В этот раз я припадаю к твоим стопам потому, что я наконец познал истину; спорить не о чем. В тот раз спорить было невозможно, и в этот раз спорить невозможно. Тут просто нечего обсуждать. Я знаю, ты знаешь — и это знание одно. И я твой ученик. Я могу быть мастером для других, но для тебя я навсегда останусь учеником. Ты изменил всю мою жизнь; если бы не ты, я бы провёл всю свою жизнь в бесполезных спорах, тратя своё и чужое время.
— Это великий учитель, и я надеюсь, что однажды он станет мастером.
Все были озадачены этими словами, даже Сарипутта. Сарипутта спросил:
— Что ты имеешь в виду?
Гаутама Будда ответил:
— Ты хорошо споришь, ты красноречив, ты умён, твои доводы убедительны. Ты обладаешь всеми качествами гениального учителя. Пять тысяч очень умных людей являются твоими учениками, но ты ещё не мастер. Если бы ты был мастером, тебе бы не пришлось идти ко мне — я бы сам пришёл к тебе. Ты великий философ, но ты не знаешь ничего.И я верю в твоё благоразумие — я знаю, что ты не будешь лгать: скажи перед всеми этими людьми, что ты мыслитель, но ты не пережил ничего на собственном опыте. Если ты скажешь, что ты познал истину на собственном опыте, я буду готов поспорить с тобой. Но помни, ложь не поможет. Она раскроется сразу же, потому что опыт содержит столько вещей, о которых ничего не сказано в писаниях. Поэтому лучше для тебя будет, если ты скажешь все как есть. Я буду говорить с тобой, если ты скажешь, что познал истину на собственном опыте. Если ты скажешь, что не познал истину на собственном опыте, я готов сделать тебя своим учеником. И я сделаю тебя мастером — это обещание, потому что ты тоже даёшь мне обещание. У тебя есть выбор — солгать, что ты познал истину, и поспорить со мной, или сказать правду и стать моим учеником: учиться со мной и познать истину вместе со мной. И в тот день, когда ты станешь мастером, если ты захочешь спорить со мной, я буду счастлив.
На мгновение воцарилась абсолютная тишина. Но Сарипутта не собирался лгать. Он сказал:
— Будда прав. Я никогда не думал о том, что он спросит меня о моем опыте. Я обошёл всю страну, я спорил со многими великими так называемыми учителями, они проигрывали мне в споре и становились моими учениками, но никто никогда не спрашивал меня о моем опыте. У меня нет никакого опыта, поэтому обсуждать здесь нечего. Я припадаю к стопам Гаутамы Будды, и я буду ждать того момента, когда я стану просветлённым, когда я сам стану мастером.
Через три года ученичества он сам стал просветлённым. Он был очень многообещающим учеником, на грани просветления. В тот день, когда он просветлился, Будда позвал его и спросил:
— Хочешь ли ты спорить сейчас?
Сарипутта снова припал к стопам Гаутамы Будды и сказал:
— В тот раз я припал к твоим стопам потому, что у меня не было опыта познания истины. В этот раз я припадаю к твоим стопам потому, что я наконец познал истину; спорить не о чем. В тот раз спорить было невозможно, и в этот раз спорить невозможно. Тут просто нечего обсуждать. Я знаю, ты знаешь — и это знание одно. И я твой ученик. Я могу быть мастером для других, но для тебя я навсегда останусь учеником. Ты изменил всю мою жизнь; если бы не ты, я бы провёл всю свою жизнь в бесполезных спорах, тратя своё и чужое время.