Диамант — жемчужины мудрости
835
Не нравится 0 Нравится

Великий Ресторатор


Деловая притча от Сергея Занина


В один прекрасный день в столице открылся новый ресторан. Казалось бы, заурядное событие: к тысяче ресторанов, кофеен, кондитерских, трактиров прибавилось ещё одно место, где люди едят и пьют. Однако общий интерес вызывала личность хозяина — бывшего управляющего дворцовой кухни. Накопив изрядную сумму денег, он решил одним разом достичь трёх своих заветных целей: стать владельцем собственного дела, в течение года пятикратно умножить свой капитал, а главное — создать нечто необыкновенное и доселе небывалое. Желая войти в историю в качестве Великого Ресторатора, своим девизом он выбрал одно слово: «Удивлять!»
И он удивил! Меню из двухсот блюд, богатейший винный погреб, великолепный оркестр, состоящий из лучших музыкантов королевства, вышколенные официанты, которые обслуживали посетителей так, что каждый из них ощущал себя по меньшей мере наследным принцем, — всё это была только небольшая часть нового волшебного мира.
Ресторан приобрёл славу заведения, в котором надо было побывать во что бы то ни стало. Но это было трудно, если не сказать — почти невозможно. Многим горожанам пришлось затянуть пояса, чтобы скопить денег хотя бы на одно посещение самого дорогого ресторана в стране, а может быть, и во всём свете. Ну, а те, кто не мог позволить себе потратить месячное жалованье за удовольствие видеть за соседними столами министров, вельмож, богатых торговцев, модных певцов и актёров, довольствовались рассказами счастливцев.
В ресторане можно было попробовать экзотические блюда практически из всех частей света. Здесь даже имелся врач, который делал промывание посетителям, чьи желудки не справлялись с любимой едой готтентотов, эскимосов и дикарей с недавно открытых островов.
В вольерах и клетках содержались медведи, кабаны, олени, зайцы и всевозможная дичь — рябчики, фазаны, перепёлки и даже гигантская птица дронт, считавшаяся вымершей. По желанию клиентов всё это великолепие можно было тут же приготовить и подать на стол.
Великий Ресторатор хорошо понимал, что мода преходяща и ему необходимо всё время предлагать что-то новое. Поэтому сегодня посетителей встречал швейцар, наряженный ассирийским воином. Завтра дверь открывал «император Нерон», через неделю — «король Фридрих Великий». Шотландский хаггис разрезал бравый молодец в килте (другой в это время играл на волынке), японские кушанья разносили грозные самураи, а турецкий кофе подавал официант в красной феске.
Стены украшали картины Снайдерса. Под каждым натюрмортом стоял стол с дичью и фруктами — точная копия картины. Даже рисунок скатерти был точно таким же!
Много говорили о блюде, приготовленном из самых Редких грибов на свете. Специально обученные собаки находили их где-то высоко в горах. По странной прихоти природы каждый десятый гриб содержал смертельный яд.
Желающие попробовать соус из опасных грибов должны были подписывать бумагу об отказе от претензий в случае печального исхода. И желающих было немало!
Каждые два месяца ресторан закрывался на неделю. За это короткое время полностью менялась его внутренняя обстановка. Все с нетерпением ждали, чем удивит Ресторатор. И посетители не только восхищались, но порой и негодовали, ведь не каждому понравится ужинать в зале, расписанном изображениями ада или, напротив, ликами святых. Это было кощунством, это было скандалом, а что лучше скандала привлекает публику?
Всё шло просто великолепно! Заведение превратилось в главную столичную достопримечательность, журналисты из влиятельного «Вестника гурмана» привычно восторгались, столики надо было заказывать за полгода. Но никто не догадывался, что ресторан был обречён. Кроме Великого Ресторатора. Он чувствовал, что его воображение почти иссякло. Если ещё недавно он был буквально переполнен блестящими идеями, то сейчас ему приходилось подолгу ломать голову даже над пустяковым нововведением. И он уже несколько раз слышал убийственные для репутации слова: «Ну это мы уже пробовали! Разве вам больше нечем нас удивить?»
А конкуренты! Теперь каждую неделю открывались рестораны с претензией на оригинальность, все рестораторы старались поражать и изумлять. И чтобы уцелеть, он должен был поражать и изумлять лучше всех.
«Что за злой гений подсказал мне открыть этот ресторан? — печально размышлял он. — Публика ненасытна. Она требует не просто зрелищ, она требует непременно новых зрелищ. Но ведь невозможно удивлять постоянно!»
Его жизнь превращалась в кошмар. Утром он с трепетом открывал свежий номер «Вестника гурмана», страшась обнаружить разгромную статью или брюзжание критиков. Он шёл в ресторан и боялся, что увидит полупустой зал и скучающие лица посетителей.
Но не это было самое худшее. Слава самого модного, самого оригинального ресторана никак не желала материализоваться в деньги. Частые перемены мебели, драпировок, посуды, высокое жалованье метрдотелю, поварам, официантам, музыкантам, гонорары знаменитым артистам, доставка из-за моря редких продуктов, содержание зверинца, пополнение винного погреба — всё это стоило огромных денег и не окупалось. А цены повышать было нельзя, они и без того были немыслимо высокими. Убытки росли, последние остатки капитала должны были растаять в течение месяца, а дальше… А дальше надо было что-то делать!
И вот тут Великий Ресторатор удивил даже тех, кто уже отвык удивляться. Он предложил совершенно новое меню — с простой и дешёвой едой.
Это был чрезвычайно рискованный шаг. Вокруг было множество дешёвых трактиров, а его избалованные клиенты такие места не посещали. К тому же он ожидал обвинений критиков в потакании низким вкусам и отказе от поиска новых идей.
Но почти неминуемый провал обернулся очередным триумфом. И критики, и постоянные клиенты решили, что это очередной эпатаж ресторанного гения.
Все столики были по-прежнему заняты, посетители с удовольствием заказывали большие тарелки с жареным мясом, большие тарелки с жареной картошкой, большие тарелки макарон — и много-много пива или недорогого вина.
Всё это было просто, знакомо каждому с детства и, возможно, поэтому очень, очень вкусно.
Однако, читая панегирики, в которых критики игриво называли его ресторан «аристократической харчевней» и «изысканной забегаловкой», Ресторатор думал о том, что теперь он окончательно выдохся. У него нет ни одной идеи. Если самое позднее через месяц он не предложит ничего нового, посетители уйдут к конкурентам, а его ресторан (и его самого) будут вспоминать лишь словами: «А как хорошо все начиналось…»
Он думал день, думал неделю, думал месяц, но ничего стоящего в голову так и не пришло. Но когда он свёл расходы с доходами, то неожиданно обнаружил, что как раз в этом месяце его ресторан впервые принёс прибыль.
Теперь к нему приходили все — аристократы, купцы, крупные и мелкие чиновники, офицеры, мещане. И всем нравилась новая непринуждённая атмосфера, где можно было забыть о статусах, титулах и чинах и весело провести время в компании приятелей.
Чтобы ресторан мог вместить всех желающих, пришлось спешно пристроить большую веранду на сотню мест. Это помогло, но ненадолго. И тогда Ресторатор купил прогоревший ресторан одного из своих конкурентов, ещё недавно модный благодаря огромному аквариуму с разнообразными морскими обитателями. Поначалу странные создания привлекали ценителей необычного, но первый интерес быстро прошёл, и хозяин разорился. В своём втором заведении Ресторатор предлагал то же самое — большие порции вкусной и недорогой еды, которая обходилась лишь немногим дороже той, что готовили дома.
Ещё спустя полгода у него было уже пять ресторанов. И мест в них по-прежнему не хватало.

Тематика: мудрость;