Только три человека в мире
Суфийская притча
В давние времена, когда дети Адама размножились до чрезвычайности, возросли также и бедствия в мире. Одни бедствия назывались болезнями, другие суетой, некоторые были неопределённого свойства и значения. Люди стали объединяться в племена и нации, чтобы вместе им было легче бороться с этими бедами, терпеть или избегать их. И в то же время народы разделились и перестали понимать самих себя, и даже друг друга. Люди изобрели сами, подсмотрели у других, даже у насекомых, и освоили различные формы деятельности, и это стало фактором, отвлекающим их внимание от целей, ради достижения которых они были расселены на земле.
Дервишский учитель Кхидр, неустанно странствуя по земле, посещал разные категории человеческих существ, которые жили в пустынях и городах, в горах и на островах, жителей деревень и кочующие племена; и всё это ради того, чтобы найти людей, которые были бы в состоянии услышать его послание, гласившее: «Истинное благоденствие человека состоит в истинном благоденствии людей». Но странное дело, только три человека в целом мире смогли услышать его слова.
И сказал Кхидр первому человеку:
— Если отправишься со мной в странствие, это, может быть, принесёт тебе пользу.
Человек присоединился к Кхидру, и вот однажды они вышли к какой-то реке, остановились на берегу, и Кхидр спросил:
— Если бы ты захотел, то чем бы эта река могла стать для тебя?
— Я захотел бы, чтоб река эта стала послушна мне, чтобы я заставил её работать на себя, ради блага своего и блага всех людей.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
После этого отправились они дальше. Гора встала на их пути, и Кхидр сказал:
— Эта гора могла бы чем-то стать для тебя, если бы ты захотел?
— Я хотел бы перенять у этой горы её знание, ведь она давно уже здесь стоит, задолго до моего появления на свет. Тогда я воспользовался бы этим знанием сам, а также передал бы его другим людям.
— Да будет так! — произнёс Кхидр.
Они продолжили путь, и вскоре перед ними раскинулась местность, покрытая сочными лугами и плодоносящими деревьями.
— Ты хотел бы, чтобы эта местность стала для тебя чем-то?
— Я бы хотел, чтобы это место стало моим домом, и я поселился бы здесь и провёл остаток дней своих, обучая других мудрости, которую постиг.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Тут он простился с тем человеком, все желания которого исполнились в должное время.
Затем Кхидр разыскал второго человека, способного его слышать, и пригласил в путешествие его. Вместе они отправились в путь. Спустя какое-то время, они увидали некоего мудреца, беседовавшего с людьми. Кхидр спросил своего спутника:
— Кем бы этот человек мог быть для тебя, если бы ты захотел?
— Я захотел бы, чтоб мудрец этот позволил мне стать его последователем, а когда он умрёт, я бы продолжил его учение, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Они отправились дальше, и вскоре увидели скопление людей, где одни угнетали других, ставших невинными жертвами.
— Что бы ты сделал в этих обстоятельствах, если бы у тебя был выбор? — спросил Кхидр.
— Я бы хотел покончить с угнетением этих невинных и наказать тиранов, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Они снова тронулись в путь и вошли в какой-то город, а там жили люди, обладавшие многими полезными качествами, но настолько узко мыслящие, что никогда не покидали пределов этого города, чтобы поделиться своими достиженьями с остальными.
— Есть что-нибудь, что ты бы захотел сделать в этих обстоятельствах? — спросил Кхидр.
— Я хотел бы иметь способность убедить этих людей в том, что долг каждого человека — делиться своими знаниями со всеми, — ответил человек.
— Да будет так, — провозгласил Кхидр. Затем он оставил и этого человека, исполнив все его желания.
Разыскал Кхидр и третьего последнего человека из тех, кто одни в целом мире способны были его слышать и пригласил его в путешествие. Человек принял приглашение. Пройдя вместе короткий отрезок пути, они оказались в стране, в которой жили знатные люди и их рабы, высокое, низкое, а также среднее сословие.
— Хотел бы ты вмешаться в эту ситуацию? — спросил Кхидр.
— Я хотел бы иметь возможность сделать то, что было бы правильным, — ответил человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Продолжив путь, они столкнулись с людьми, жестоко страдающими от голода, потому что весь их урожай погиб, и Кхидр спросил третьего человека:
— Хотел бы ты видеть этих людей накормленными?
Человек ответил:
— Я бы хотел, чтобы они мирились со своим бедственным положением, когда это будет лучше для них, и не мирились бы со своей бедностью, если такой удел для них лучше.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Продолжив странствие, они попали в место, где жили люди, казавшиеся благочестивыми и смиренными, законопослушными и цивилизованными, где каждый был доволен своей судьбой.
— Как бы ты захотел поступить с этими людьми? — спросил Кхидр.
— Я бы хотел, чтобы они пришли к полному пониманию того, что является их истинным благом и того, что ещё они могли бы делать и чувствовать, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Затем он расстался с третьим человеком, исполнив три его желания. И вот эти девять устремлений троих людей, людей которые были в состоянии услышать Кхидра, положили начало всем видам человеческой деятельности и занятиям, однако именно работа третьего человека получила особое благословение Кхидра и продолжается из поколения в поколение.
В давние времена, когда дети Адама размножились до чрезвычайности, возросли также и бедствия в мире. Одни бедствия назывались болезнями, другие суетой, некоторые были неопределённого свойства и значения. Люди стали объединяться в племена и нации, чтобы вместе им было легче бороться с этими бедами, терпеть или избегать их. И в то же время народы разделились и перестали понимать самих себя, и даже друг друга. Люди изобрели сами, подсмотрели у других, даже у насекомых, и освоили различные формы деятельности, и это стало фактором, отвлекающим их внимание от целей, ради достижения которых они были расселены на земле.
Дервишский учитель Кхидр, неустанно странствуя по земле, посещал разные категории человеческих существ, которые жили в пустынях и городах, в горах и на островах, жителей деревень и кочующие племена; и всё это ради того, чтобы найти людей, которые были бы в состоянии услышать его послание, гласившее: «Истинное благоденствие человека состоит в истинном благоденствии людей». Но странное дело, только три человека в целом мире смогли услышать его слова.
И сказал Кхидр первому человеку:
— Если отправишься со мной в странствие, это, может быть, принесёт тебе пользу.
Человек присоединился к Кхидру, и вот однажды они вышли к какой-то реке, остановились на берегу, и Кхидр спросил:
— Если бы ты захотел, то чем бы эта река могла стать для тебя?
— Я захотел бы, чтоб река эта стала послушна мне, чтобы я заставил её работать на себя, ради блага своего и блага всех людей.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
После этого отправились они дальше. Гора встала на их пути, и Кхидр сказал:
— Эта гора могла бы чем-то стать для тебя, если бы ты захотел?
— Я хотел бы перенять у этой горы её знание, ведь она давно уже здесь стоит, задолго до моего появления на свет. Тогда я воспользовался бы этим знанием сам, а также передал бы его другим людям.
— Да будет так! — произнёс Кхидр.
Они продолжили путь, и вскоре перед ними раскинулась местность, покрытая сочными лугами и плодоносящими деревьями.
— Ты хотел бы, чтобы эта местность стала для тебя чем-то?
— Я бы хотел, чтобы это место стало моим домом, и я поселился бы здесь и провёл остаток дней своих, обучая других мудрости, которую постиг.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Тут он простился с тем человеком, все желания которого исполнились в должное время.
Затем Кхидр разыскал второго человека, способного его слышать, и пригласил в путешествие его. Вместе они отправились в путь. Спустя какое-то время, они увидали некоего мудреца, беседовавшего с людьми. Кхидр спросил своего спутника:
— Кем бы этот человек мог быть для тебя, если бы ты захотел?
— Я захотел бы, чтоб мудрец этот позволил мне стать его последователем, а когда он умрёт, я бы продолжил его учение, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Они отправились дальше, и вскоре увидели скопление людей, где одни угнетали других, ставших невинными жертвами.
— Что бы ты сделал в этих обстоятельствах, если бы у тебя был выбор? — спросил Кхидр.
— Я бы хотел покончить с угнетением этих невинных и наказать тиранов, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Они снова тронулись в путь и вошли в какой-то город, а там жили люди, обладавшие многими полезными качествами, но настолько узко мыслящие, что никогда не покидали пределов этого города, чтобы поделиться своими достиженьями с остальными.
— Есть что-нибудь, что ты бы захотел сделать в этих обстоятельствах? — спросил Кхидр.
— Я хотел бы иметь способность убедить этих людей в том, что долг каждого человека — делиться своими знаниями со всеми, — ответил человек.
— Да будет так, — провозгласил Кхидр. Затем он оставил и этого человека, исполнив все его желания.
Разыскал Кхидр и третьего последнего человека из тех, кто одни в целом мире способны были его слышать и пригласил его в путешествие. Человек принял приглашение. Пройдя вместе короткий отрезок пути, они оказались в стране, в которой жили знатные люди и их рабы, высокое, низкое, а также среднее сословие.
— Хотел бы ты вмешаться в эту ситуацию? — спросил Кхидр.
— Я хотел бы иметь возможность сделать то, что было бы правильным, — ответил человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Продолжив путь, они столкнулись с людьми, жестоко страдающими от голода, потому что весь их урожай погиб, и Кхидр спросил третьего человека:
— Хотел бы ты видеть этих людей накормленными?
Человек ответил:
— Я бы хотел, чтобы они мирились со своим бедственным положением, когда это будет лучше для них, и не мирились бы со своей бедностью, если такой удел для них лучше.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Продолжив странствие, они попали в место, где жили люди, казавшиеся благочестивыми и смиренными, законопослушными и цивилизованными, где каждый был доволен своей судьбой.
— Как бы ты захотел поступить с этими людьми? — спросил Кхидр.
— Я бы хотел, чтобы они пришли к полному пониманию того, что является их истинным благом и того, что ещё они могли бы делать и чувствовать, — сказал человек.
— Да будет так, — сказал Кхидр.
Затем он расстался с третьим человеком, исполнив три его желания. И вот эти девять устремлений троих людей, людей которые были в состоянии услышать Кхидра, положили начало всем видам человеческой деятельности и занятиям, однако именно работа третьего человека получила особое благословение Кхидра и продолжается из поколения в поколение.