Диамант — жемчужины мудрости
7 694
Не нравится +17 Нравится

Зевс


Зевс, третий сын Кроноса и Реи, был предусмотрительно спрятан матерью от отца, который, как известно, проглатывал своих детей. Уран, отец Кроноса, на которого он напал с серпом, перед смертью предупреждал его, что его тоже лишит власти один из собственных сыновей. Зевса вырастили нимфы, а затем он появился при дворе Кроноса, где с помощью матери получил должность виночерпия. Воспользовавшись представившейся ему возможностью, Зевс подмешал к медовому отвару горчицу и соль. Кроноса стошнило от противного напитка, и он изверг из себя всех проглоченных им детей — братьев и сестер Зевса. Они выбрали Зевса своим предводителем в битве с титанами.
Битва эта длилась десять лет, и чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Наконец Рея посоветовала детям взять в союзники циклопов, мятежных сыновей Урана, низвергнутых им в подземное царство. Зевс освободил циклопов, а те дали ему замечательное оружие — молнию. Аид подарил Зевсу шапку-невидимку, а Посейдон — трезубец. С таким арсеналом и с помощью братьев и сестер Зевс победил отца и сам стал главным среди богов. Посейдон, Аид и Зевс бросили жребий, кому быть правителем какого царства. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Аиду — подземное царство душ умерших, а землей боги владеют сообща.
Зевс посватался к своей сестре Гере, но без успеха. Прибегнув к хитрости, Зевс обернулся растрепанной жалкой кукушкой, сестра прижала ее к груди, чтобы согреть, и тут Зевс вновь принял свой обычный облик и овладел сестрой. Пришлось ей, чтобы избежать позора, согласиться стать женой Зевса.
Этот союз омрачался постоянными раздорами между супругами. Бесчисленные любовные похождения Зевса и постоянная ревность и мстительные поступки Геры составляют изрядную часть всех мифов. Зевс, который редко расставался с извергающей гром булавой, с ее помощью держал в подчинении весь сонм олимпийских богов. Сам же он был уязвим только для стрел богини любви Афродиты.
Зевс, самый младший из детей Кроноса — кронидов, - представлял в греческой мифологии само небо; об этом говорит и его имя, означающее свет. Благодаря его уму и хитрости олимпийские боги одержали победу над своими предками-титанами. Зевс может усмирять эти необузданные, бездумно и слепо действующие природные силы, но он не может их уничтожить. Он прогнал их в Тартар — акт, символизирующий победу светлого духа над темными силами природы.
На Крите и в Додоне Зевсу поклонялись именно как богу природы, оплодотворяющему и питающему, богу, который летом проливает дождь на изнуренную землю. Зевс виделся грекам в шелесте дубовой листвы и в полете голубя. Он мог разгневаться и тогда насылал темные силы грома и разрушающую молнию на головы смертных.
И в Додоне, и на Крите, где он вырос, как утверждает миф, рождение Зевса отмечалось по весне музыкой и оргиастическими танцами, а его спуск осенью в подземное царство — печальными причитаниями. Зевсу был посвящен также бык — символ неуемной плодородной энергии.
Наряду с Зевсом — богом природы — мы обнаруживаем у Гомера также Зевса космического:
Как только он нахмурит брови, Трясется весь
небесный свод, Он всемогущ и всеобъемлющ,
Пред ним склоняется земля, А от улыбки громовержца
Светлеют сразу небеса.

Этот Зевс отмечен знаком орла — птицы, которая парит в чистом эфире и оттуда молнией падает вниз. Ему же посвящены вершины гор, которые из облачной атмосферы земли возносятся к горному эфиру (эфир нередко рассматривался как пятая стихия в дополнение к земле, воздуху, воде и огню). Эфир — это чистый дух, преодолевший и воспаривший над грубой материальностью четырех других стихий.
Цвет Зевса белый, то есть свет в чистом виде. Орел, эфир, свет и молния символизируют уровень астрального сознания по ту сторону грубой земной материи. Зевс олицетворяет собой середину Вселенной, центр универсального сознания, от которого исходят все другие импульсы. Зевс в курсе всего происходящего, от его взора не ускользнет ни одно событие, даже если оно только должно произойти в будущем. Даже бога-оракула Аполлона называют прорицателем Зевса. Выше его стоит разве только Мойра — богиня судьбы, которая сплетает в единую ткань судьбы отдельных людей.
Зевс также Большой Отец: и боги, и люди — его дети. Нередко он, дух, спускается на землю и соединяется здесь со своими дочерями. «Это божественная и всемогущая энергия юности, которая не останавливается ни перед чем. Зевс столь обилен, что неба ему не хватает, и он обращает свой взгляд на дочерей смертных» (из «Книги о богах», изданной в 1795 г.). Собственно говоря, все возлюбленные Зевса суть воплощения под разными именами и с разными чертами облика и характера единственной небесной богини Геры, и только монотеистское усердие ее слуг пытается низвести их до простых смертных наложниц.
В отличие от других богов и богинь греческого пантеона, каждый из которых имел свои достоинства и недостатки, Зевс совершенен, в нем идеально сплавлены все противоречия. Его скипетр-молния одновременно символизирует и свет, пронизывающий тьму, и несущее смерть разрушение. Орел и бык олицетворяют воспаренную и земную созидательную энергию. Властелин мира, как принцип духа и универсального разума, не подвержен никаким страстям, кроме любви. Он дух, обрученный с материей и принимающий все новые и новые формы.